Прозрачные триллионы

Правительство добивается от естественных монополий, чтобы данные об их инвестиционных программах были доступны для всех. Сейчас этой информации не хватает не только инвесторам, но и чиновникам
Расходы на инвестиции естественных монополий потом отражаются в тарифах на их услуги/ И.Питалев/ РИА Новости

Обеспечить общественный контроль за гигантскими инвестпрограммами монополий было одним из предвыборных обещаний Владимира Путина. Это требование вошло в его первые указы, подписанные сразу после инаугурации. Правительство поручило разработать механизм министру по делам «открытого правительства» Михаилу Абызову. Они готовы и будут представлены сегодня, сказал министр.

Госкомпании стали непрозрачны не только для общества, но и для самих чиновников. Расходы многих инвестпроектов завышены, говорила, будучи помощником Путина, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Объем этих расходов исчисляется сотнями миллиардов рублей у каждой монополии (см. таблицу).

Инвесторы давно пытаются разобраться в структуре этих расходов, но их попытки парируются ссылкой на то, что эта информация составляет коммерческую тайну. Рабочая группа «открытого правительства» сочла этот довод неубедительным. Естественные монополии должны раскрывать всю информацию о своих инвестпроектах и тарифных планах, даже если считают ее коммерческой тайной, сказал Абызов, а закрытыми должны быть только сведения, относящиеся к гостайне.

Чиновники еще не сформулировали свою позицию насчет раскрытия коммерческой тайны, отмечает чиновник правительства, знакомый с инициативой.

Расходы на инвестпрограммы монополии компенсируют повышением тарифов. Риски и издержки монополистов оплачивает потребитель, поэтому имеет право знать о них все, пересказывает позицию потребителей Абызов.

Директор по инвестициям ТКБ BNP Paribas Investment Partners Владимир Цупров сравнивает госкомпании с черным ящиком: «В инвестпрограммы зашито множество непонятных издержек».

«Мы видим только общую картину: компании съедают акционерную стоимость, вкладывая в какие-то убыточные проекты, при этом непонятно, где в каких проектах самая низкая рентабельность», - говорит Цупров.

Эксперты предлагают сначала обязать естественные монополии отчитываться на едином портале госуслуг - публиковать информацию об инвестпроектах и инвестпрограммах, о результатах их реализации, о своих тарифных заявках. А к ноябрю 2014 г. должен появиться отдельный информационный ресурс, посвященный исключительно естественным монополиям.

Создание инвесткомитетов при советах директоров позволит Минэкономразвития и отраслевым ведомствам принимать участие в разработке инвестпрограммы, надеется его коллега: «Планируем включить в них госслужащих, это не противоречит политике вывода чиновников из совета директоров».

Представителя «Россетей» инициатива Абызова «не очень смущает». По его словам, инвестпрограмма ФСК прошла общественные слушания в «открытом правительстве», все закупки проводятся на тендерах, а по каждому пройденному этапу инвестпрограммы публикуется отчет. С представителями РЖД связаться не удалось. Все инвестпрограммы утверждаются на совете директоров и реализуются через тендеры, сказал сотрудник компании: «По завершении отчитываемся на совете директоров, а ключевые решения, как правило, вывешиваем в открытом доступе». «Информация о ходе реализации инвестиционной программы и инвестиционного бюджета РЖД является коммерческой тайной до момента публикации годового отчета», - цитирует внутренний документ другой сотрудник монополии. При этом он отмечает, что данные о реализации инвестпрограммы РЖД раскрываются чаще: раз в полгода публикуются на сайте. В «Газпроме» на запрос «Ведомостей» не ответили.

Как можно скрыть информацию, если уже сейчас все тендеры заключаются через торги, удивляется представитель «Транснефти», все, что связано с инвестпроектами, компания и так раскрывает. «Транснефть» готова на полный мониторинг, но не на пересмотр уже запущенных проектов», - сказал он.

Такая обязанность негативно отразится на хозяйственной деятельности монополий, предупреждает президент Объединения корпоративных юристов России Александра Нестеренко. Закон разрешает компаниям присвоить режим коммерческой тайны любой информации, отмечает она: «Бизнес-планы имеют потенциальную ценность именно из-за своей неизвестности третьим лицам». Федеральный чиновник никаких рисков для монополий не видит. Монополисты и так поставлены вне рыночных условий, эти бизнес-преимущества уравновешивают издержки на большую открытость. Основные статьи затрат монополии публикуют, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. А прикрываясь режимом коммерческой тайны, можно скрыть раздутые расходы в инвестпрограммах, стремление завершить низкорентабельные проекты и нерыночные условия отдельных контрактов, перечисляет он. Большую открытость вынуждены показывать монополии, занимающие деньги с рынка, отмечает Нестеров: к этому их обязывает раскрытие информации в рамках сделок.