Петер Агнефьель: «Лучший принцип - здравый смысл», - Петер Агнефьель, генеральный директор IKEA

Новый гендиректор IKEA Петер Агнефьель внешне - типичный шведский менеджер, но революционер в душе: он собирается сделать ставку не на увеличение количества магазинов, а на усовершенствование уже имеющихся
IKEA

Наверное, инструкция IKEA по сборке генерального директора должна была бы выглядеть так: возьмите шведа-блондина из южной части страны; оденьте его в рубашку, джемпер и хлопковые брюки; сделайте акцент на его ритейлерском видении лозунга «Лучшая жизнь для многих»; затяните с помощью шестигранного ключа.

Сердце вместо выпадающих глаз

Однажды, когда Агнефьель занимался продажами в отделе детских товаров, IKEA была вынуждена отозвать из всей сети плюшевых медведей - выяснилось, что у них выпадают глаза, а это может быть опасно для малышей во время игр. Вместо того чтобы разорвать отношения с производителем этих медведей и тем самым лишить работы 600 человек, Агнефьель послал на эту фабрику дизайнера - и она вернулась оттуда с Fammig, новой моделью подушки в виде красного сердца с пришитыми руками. Подушка стала бестселлером, а поставщик удвоил число рабочих мест. «Многие компании в том случае предпочли бы отказаться от услуг поставщика, но... отказ поставил бы очень многих людей в трудную ситуацию. Так что мы стали развивать новый продукт, только без этих деталей, которые могли нанести вред», - говорит нынешний гендиректор IKEA.

IKEA в цифрах

776. миллионов человек в мире посетили магазины IKEA в 2012 г.

338

количество магазинов IKEA в мире

9,5

млн кв. м торговая площадь всех магазинов IKEA Источник: IKEA, данные за 2012 г.

IKEA Group

Мебельный холдинг. Владелец материнской компании (INGKA Holding B.V.) - фонд Stichting INGKA Foundation (финансирует благотворительные проекты и реинвестирует средства в группу IKEA). Финансовые показатели (финансовый год, закончившийся 31 августа 2012 г.): выручка - 27,6 млрд евро, чистая прибыль - 3,2 млрд евро. Первый российский магазин IKEA открыт в 2000 г. в Москве. Сейчас в России 14 магазинов.

Во всяком случае, на встрече с Петером Агнефьелем, который стал пятым гендиректором IKEA за ее 70-летнюю историю, возникает искушение смотреть на него как на точную копию его предшественника, Микаэля Олссона. У обоих мягкая манера разговора, оба предпочитают рассказывать больше об уникальной корпоративной культуре и взаимодействии с покупателями, чем о прибылях и целях для роста.

Но если копнуть поглубже, проявятся и различия. Назначение Агнефьеля вновь подтверждает тенденцию выбирать генеральных директоров IKEA среди бывших помощников все еще влиятельного основателя компании Ингвара Кампрада. Единственным исключением был как раз Олссон. При этом его четырехлетнее пребывание на директорском посту было омрачено скандалами в России и Франции и по меркам IKEA оказалось коротким.

Однако Агнефьель явно не желает выделяться на фоне предшественника. «Я не хочу сравнивать себя с Микаэлем, - говорит он, сидя за кухонным столом в новом магазине IKEA в Эльмхульте, городке, где была основана компания. - Я могу говорить только за себя: кто я и что я делаю». И продолжает: «Я действительно считаю, что простота и здравый смысл - ключевые условия для того, чтобы IKEA оставалась успешной, а людям нужно доверять. Никогда не встречал лучшего принципа, чем здравый смысл».

Но когда речь заходит о его приоритетах на посту генерального директора крупнейшей в мире розничной сети по торговле мебелью (которая в прошлом году отчиталась о выручке в размере 27 млрд евро), он уже другим тоном излагает свои подходы, которые идут вразрез со стратегией Олссона. Тот планировал взрывной рост количества магазинов - до 2020 г. он намеревался открывать их по 20-25 в год. И тем самым вынудил Кампрада прервать молчание и выразить свое несогласие. Агнефьель, который был ассистентом сначала у самого Кампрада, затем у гендиректора Андерса Дальвига, а в 2008-2009 гг. - еще и у Олссона, принимает точку зрения основателя компании. Он говорит, что не разделяет такой цели - 20-25 новых магазинов ежегодно - и что акцент следовало бы сделать на усовершенствовании уже имеющихся 300 магазинов IKEA.

Ответ Агнефьеля типичен как для него самого, так и для IKEA: простой почти до неприличия и с добавкой этакой крестьянской мудрости. Философия IKEA до сих пор базируется в основном на «Завещании торговца мебелью» - серии лаконичных и безыскусных изречений о принципах бизнеса, написанной Кампрадом в 1976 г.

Но все-таки Агнефьель, который родился в 1971 г. в Мальмё, учился бизнесу не только по этому документу - он окончил Линкёпинский университет в центральной Швеции. Довольно скоро он обнаружил в себе интерес к розничной торговле, хотя супермаркеты отца его не привлекали. Вместо того чтобы работать на семейную компанию, он в 1995 г. устроился стажером в IKEA. Годом позже дорос до первой своей самостоятельной позиции - стал начальником отдела детских товаров в магазинах Мальмё и Эльмхульта, которые были расположены в полутора часах езды друг от друга.

То время Агнефьель вспоминает как очень волнующее - как раз тогда IKEA начала всерьез относиться к этой секции: «Мы продавали мебель, мы продавали лоскутные покрывала - вся IKEA в миниатюре, можно сказать. Для меня это было замечательное место учебы, потому что там можно было понемногу узнавать обо всем - обо всех товарах, материалах, о том, какие вопросы задают покупатели, когда выбирают кровать или лоскутное покрывало».

За этим последовала работа коммерческим директором IKEA of Sweden, отдельной компании, отвечающей за развитие глобальной продуктовой линейки. На этом посту он проявил себя неординарно (см. врез).

Потом, однако, наступил драматичный момент в его биографии: Агнефьель покинул компанию. Он настаивает, что присоединился к Golfstore, розничной компании по торговле аксессуарами для гольфа в Мальмё, из-за того что соскучился по дому, а не потому, что ему надоело заниматься мебелью. Там он научился двум вещам: «Я лучше стал понимать, как устроена компания. Откуда приходят счета, когда вы продаете что-то. Когда работаешь в большой компании, этого не видно. И еще я понял, как мне на самом деле нравится IKEA».

Так что он вернулся в мебельную компанию и вскоре получил одно из крутейших назначений за всю свою карьеру - стал директором магазина в Падуе, не зная ни слова по-итальянски. Первой его акцией на новом посту был снос перегородок в директорском кабинете. Теперь директор сидел среди сотрудников в большом зале. «Все рассматривали меня. Они чувствовали, что все это очень странно, но, со шведской точки зрения, нужно быть ближе к людям, ближе к своей команде, так что для меня это было более естественно», - рассказывает Агнефьель.

Иностранные языки ему даются с трудом, так что в Италии он выучил только si, non, buono и male (да, нет, хорошо и плохо) да еще несколько слов. Зато научился прямой коммуникации с персоналом.

Работа директором в Падуе закончилась новым поворотом в карьере Агнефьеля. Тогда к нему заехал с визитом генеральный директор IKEA Андерс Дальвиг. «Мы много спорили о том, что хорошо и что плохо, так что я был вполне уверен, что не понравился ему», - говорит Агнефьель. Однако это не помешало ему вскоре получить назначение на пост помощника Дальвига и Кампрада.

В последний год Агнефьель тенью следовал за Олссоном и готовился руководить 139 000 сотрудников IKEA. О грядущей отставке Олссона было объявлено как раз год назад, что было воспринято как неожиданность, но все же не привело к потрясениям в компании. Приоритеты нового гендиректора - удвоить продажи до 50 млрд евро к 2020 г. и убедиться, что корпоративная культура IKEA пережила экспансию на рынки Китая и, как он надеется, Индии.

Агнефьель уже переехал вместе со своей семьей в Нидерланды, где находится штаб-квартира компании, но признает, что не вся мебель в его новой квартире - из IKEA. Некоторые вещи антикварные, говорит он: «Наши друзья, бывало, заходили к нам на ужин или что-то в таком роде, приносили все эти штучки, чтобы нас подразнить, и потом мы просто не могли взять и выбросить их. Но нет, все-таки я бы сказал, что большинство предметов в нашем доме - это мебель IKEA».