Оркестровая столица

На фестивале Musikfest Berlin соревнуются лучшие оркестры Европы - причем коллективы второго эшелона стараются не отставать от признанных лидеров
Седая голова Саймона Рэттла стала в Берлине эмблемой перфекционизма/ Kai Bienert/ Berliner Festspiele

Презентация оркестрового искусства достигла апогея в три дня, когда в Большом зале Берлинской филармонии выступали три по-настоящему экстраклассных коллектива.

Даниэле Гатти дирижировал Королевским оркестром амстердамского Концертгебау. Марис Янсонс - оркестром Баварского радио, причем, завершая долгий тур по летним фестивалям, они сыграли совсем не те программы, которые представили в Зальцбурге и Люцерне: в Берлине баварцы исполнили два сложнейших Концерта для оркестра - Лютославского и Бартока. Дважды выступил Берлинский филармонический оркестр со своим шефом Саймоном Рэттлом - на правах хозяина и резидента фестиваля. Оркестровый марафон стал состязанием в мастерстве - захватывающим почище футбольного матча.

Каждому оркестру было чем похвалиться. Амстердамскому Концертгебау - изысканно-деликатной, тембрально тонко градуированной манерой игры и умением в единый миг, по мановению руки дирижера, набрать неслыханную мощь и грозную величавость звучания - как бывало при исполнении «Ромео и Джульетты» Прокофьева.

Баварскому оркестру радио - живым, заинтересованным, дружным, по-детски непосредственным музицированием: каждый изгиб музыкальной фразы, каждый поворот формы воспринимается и подается баварцами как чудо. Невооруженным глазом видно, как они радуются самому процессу музицирования, как любят своего шефа и благоговеют перед ним. Именно с баварским оркестром Марис Янсонс достиг абсолютного понимания: между дирижером и оркестром давно установлена неразрывная связь, они стали единым целым (неудивительно, что оркестр продлил контракт с любимым дирижером до 2018 года).

И наконец, Берлинские филармоники: аристократы оркестровой игры, они раскрываются с сэром Саймоном Рэттлом как исключительно интеллектуальный коллектив, превыше всего ценящий перфектность и ясность звучания, изощренность фразировки и слитность ансамбля.

А ведь на фестивале сыграл еще и очень неплохой оркестр Deutsche-Oper Berlin, руководимый бравым шотландцем Доналдом Ранниклсом. И оркестр берлинского Концертхауса, покоривший непринужденностью и изяществом звучания.

Последний коллектив сильно и быстро прибавил в качестве после назначения главным дирижером Ивана Фишера, теперь он явно выигрывает у своего непосредственного соперника - Deutsches Symphonie Orchester Berlin. Однако оркестр Концертхауса представил оригинальную программу не со своим шефом, но с необычайно одаренным дирижером молодого поколения Иланом Волковым. Волков покорил своим безошибочным чувством формы и верного темпоритма. Он продемонстрировал важнейшие качества для дирижера - умение почувствовать и выстроить кульминацию так, чтобы вершина дуги, высшая кульминационная точка была взята в нужное время с правильным динамическим напором - как замковый камень в готической арке. В программе Волкова Фортепианный концерт Бриттена (с блестящим британским пианистом Бенджамином Гровенором) соседствовал с его же Sinfonia da Requiem, в которой переливались благородные тона эмоционального спектра, от печали до безысходной скорби. Концерт завершился раритетной Рапсодией для оркестра Яначека «Тарас Бульба», три части которой последовательно рисуют смерть Андрия, Остапа и самого Тараса.

Музыка из Восточной Европы, которую в больших количествах включил в фестивальные программы арт-директор Винрих Хопп, подбрасывает хороший хворост для демонстрации мастерства лучшим западноевропейским оркестрам.

Берлин