«Людей интересует одно и то же, но тренинги разные», - Лоранс Креспель, директор по программам Audencia Business School

Бизнес-школа Audencia из французского города Нанта уже больше года работает на российском рынке. Пока привлекать ей удается атомщиков, авиа- и судостроителей, финансистов и ученых-технологов, да и то в основном на краткосрочные программы
Лоранс Креспель, директор по программам Audencia Business School/ М.Стулов/ Ведомости

- Например, для Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) мы разработали программу в области комплексного снабжения. К ее созданию было привлечено 32 специалиста, в том числе и менеджеры по снабжению и логистике из российских авиастроительных компаний. В Париже мы собирали HR-менеджеров «Росатома» на курс по работе со студентами и оценке специалистов.

- Более европейский. Нужны короткие лекции, чередующиеся с изучением бизнес-кейсов, обменом опытом и дискуссиями. Россияне вообще очень любят дискутировать, им это просто необходимо. А еще часто просят дать им benchmark - некий пример, который будет для них эталоном успешности. Часто от россиян можно услышать: «Покажите нам самое лучшее, что есть, а мы из всего этого что-то для себя выберем». Это касается и персоналий: если мы идем на встречу с сотрудниками Airbus, то россиян устроит только топ-менеджер, не ниже. Причем они хотят именно посмотреть на успешный пример, а не научиться внедрять у себя - как это сделать, они, по их словам, и так прекрасно знают (многие российские управленцы любят фразу «нас не надо ничему учить»). Так что программы для России мы разрабатываем по принципу «от практики к теории» с максимумом конкретных примеров. Впрочем, и в Европе все больше интересуются прикладными навыками, которые можно сразу применить на деле, нежели теорией.

- Сложно сказать: даже на веб-сайтах бизнес-школ трудно найти подобную информацию. Я знаю только, что «Сколково» пытается развивать похожие проекты. А западные школы в основном продвигают МВА.

1984

прошла путь от менеджера бренда Mentos компании Van Melle до начальника отдела маркетинга MAP

1991

руководитель направления Executive education торгово-промышленной палаты г. Ренна, Франция

1996

менеджер по маркетингу Texas Instruments в Европе

1998

менеджер по финансам компании Ericsson в ѓермании

2001

директор по программам Executive education бизнес-школы Audencia Business School de Nantes

Партнеры на пяти континентах

Бюджет Audencia Business School de Nantes на 2013 г. - 35 млн евро, в 2015 г. должен вырасти до 47 млн евро. Среди источников дохода - субсидии из бюджета города Нанта, региона и местной торговой палаты. Financial Times в 2012 г. поставила школу на 55-е место в мире, а ее магистерскую программу по менеджменту - на 21-е место в Европе. Но в рейтинге 2013 г. европейского журнала CEO Magazine (издается ассоциацией The International Graduate Forum) школа занимает 2-е место в мире по программам EMBA и 4-е - по программам MBA.

Audencia Business School de Nantes

некоммерческая организация. Основана в 1900 г. в Нанте, шестом в списке крупнейших городов Франции, мэрией этого города. В школе обучается около 2800 студентов, 30% из которых - представители 49 стран. Audencia Business School de Nantes управляется советом директоров, куда входят представители компаний и местных административных единиц.

Audencia Business School de Nantes была основана 113 лет назад, но о бизнесе в России всерьез задумалась только год назад. Школа занимает 2-е место в мире по программам EMBA и 4-е - по программам MBA в рейтинге журнала CEO. Но для входа на российский рынок, где давно работают именитые конкуренты, она сделала ставку отнюдь не на эти программы. Покорить Россию Audencia рассчитывает с помощью кратких обучающих курсов, создающихся для нужд каждого отдельного заказчика, а вместо массированной рекламы пытается запустить сарафанное радио. Еще одна фишка Audencia - школа верит в консолидацию отрасли, но не торопится объединяться с другими бизнес-школами. Зато активно сотрудничает с отраслевыми вузами, так что программы по менеджменту для инженеров создаются вместе с профессорами инженерного вуза, для продажников - вместе со школой коммерции и т. д.

В беседе с «Ведомостями» директор школы по программам Executive education Лоранс Креспель сетует на любовь россиян к парижским учебным заведениям, хотя в Нанте, по ее словам, и лучше, и дешевле, рассказывает про курсы по коммерциализации изобретений для российских ученых и про то, как в зависимости от страны меняются запросы к образованию.

- Сайт Audencia переведен на несколько языков, в том числе на русский. Для вас много значит бизнес в России?

- Да. Мы развиваем оба направления для российских студентов - как магистерские программы, которые в основном идут во Франции, так и короткие курсы для сотрудников компаний, в том числе проходящие и в России. У нас много программ для российских компаний.

- Каких, например?

Еще один проект касался трансфера технологий (коммерческое продвижение изобретений. - «Ведомости») для российских исследователей из разных региональных университетов (школа по соображениям конфиденциальности не имеет права раскрывать названия вузов. - «Ведомости»).

В России работают исследователи высочайшего уровня, наша цель - помочь им претворять полученные знания в бизнес, в промышленность - коммерциализировать их. Эта программа рассчитана на 10-12 участников и 3-5 полных дней интенсива. Мы даем не только теорию, но и делимся опытом, подробно рассказываем, как стартапы из идей студентов вырастают в бизнес, какие возможности для этого открывают бизнес-инкубаторы. Например, рассказываем, как год назад один из студентов нашего партнера, инженерной l'Ecole Centrale de Nantes, придумал идею, которая сейчас воплотилась в компанию с оборотом 1,2 млн евро.

- Это регулярные занятия?

- У краткосрочных курсов нет четкого расписания - это целевые программы, создающиеся по запросу компаний. Так, программа для российских ученых, прошедшая в прошлом году, была разработана специально для молодых ученых, в самом начале карьеры, в голове у которых множество идей. В этом году нашей аудиторией будут специалисты более старшего возраста, у них свои особенности и запросы.

- Много ли у вас конкурентов в программах для российских ученых?

- Думаю, что вообще нет. Французские школы, например, не проводят специальных программ по трансферу технологий, они предпочитают брать свои программы МВА и адаптировать их под Россию. Мы выбираем другую стратегию: верим в уникальные курсы, где дается не только общая теория, но и практические решения, созданные специально для данной компании. То есть предлагаем не готовое платье, а индивидуальный костюм, сшитый по меркам именно этого конкретного клиента.

Я убеждена, что тренинг должен учитывать культуру каждой компании, иначе полученные знания так и останутся теоретическими. Многие менеджеры посещают программы зарубежных бизнес-школ, находят их очень интересными, но когда возвращаются, не делают ничего из того, чему их учили. Это только потеря времени и денег.

- Как школа вникает в особенности российского бизнеса?

- Летом в Астрахани у нас проходил тренинг для крупной судостроительной компании «Красные баррикады». Его вела одна из наших профессоров, русская по национальности и, соответственно, не понаслышке знакомая с российской ментальностью. Получив инженерное образование в России, она уехала в США изучать информационные системы, а последние 15 лет живет во Франции. До тренинга она провела беседы со множеством сотрудников компании, вплоть до топ-менеджеров, а затем на основании этих интервью и полученной от компании документации сформировала программу.

- Что за компании к вам обращаются?

- Мы работаем с авиационной, судостроительной отраслью, атомной энергетикой, технологическими кластерами. Недавно к нам обратилась и финансовая компания, название которой мы не имеем права раскрывать, с просьбой сделать курс по управлению проектами (project developing management).

«Покажите нам самое лучшее»

- Какие знания россияне хотят получить?

- Больше всего их интересует лидерство, управление изменениями (change management), бизнес-культура. Словом, на первом месте поиски ответа на вопрос, как стать бизнес-лидерами. Как раз этим мы занимаемся, например, на «Красных баррикадах»: там работают отличные инженеры, но им необходимо улучшать управленческие навыки.

Второй по значимости запрос - менеджмент талантов (talent management). Эта проблема занимает не только Россию, но и весь мир: не так просто находить и удерживать ценных сотрудников, особенно в развивающихся странах, где талантливые образованные люди с легкостью меняют места работы. Этой темой мы занимаемся, например, с «Росатомом».

На третьем месте по популярности - занятия по глобальной социальной ответственности бизнеса. Российские компании, если хотят расширяться и наращивать экспорт, должны взаимодействовать с международными игроками, соответственно, должны и уважать международные правила бизнеса.

Наконец, россиян очень интересуют вопросы операционного маркетинга.

- Одинаковы ли запросы в России и других странах?

- В общем и целом людей интересует одно и то же. Но тренинги разные - как по содержанию, так и по методике преподавания. Например, в Китае предпочитают, чтобы профессор с кафедры часами рассказывал про те или иные навыки. В Европе такой способ обучения невозможно себе представить, там студентов нужно вовлекать в обсуждение. В Китае менеджмент талантов фокусируется не на рекрутинге, а на удержании сотрудников. А социальная ответственность бизнеса там пока еще не является такой уж важной темой, хотя они и в курсе, что в этом направлении нужно работать. Что касается лидерства - там есть собственные традиции, и потому европейская культура лидерства там не поможет, нужен особый подход.

- А в России какой подход?

- Легко ли уговорить французских топ-менеджеров отвлечься от работы и заняться обучением российских конкурентов?

- Вы правы, найти компании, которые согласятся, не так просто.

- Эту проблему может решить размер гонорара топ-менеджеру?

- Никоим образом - их нужно заинтересовать. У компаний и школы особые отношения: компании считают за честь сотрудничать с бизнес-школой, это имидж, будущее, выгода от совместных со школой проектов. Россиянам эта аргументация может быть не совсем понятна, но тут существует своя сложившаяся система.

А порой топ-менеджерам просто интересно встретиться с российскими коллегами. Россия - большая страна, и многие наши компании хотят развивать там бизнес, так что им любопытно, как здесь устроена сфера предпринимательства.

Ставка на скорость

- Российский рынок значим для вашего бизнеса?

- Будет таковым, мы надеемся.

- Какое место он занимает в вашем обороте?

- Мы только начинаем работу на рынке - пришли в страну в прошлом году, - и на данный момент не закончена даже работа над бизнес-планом по развитию школы в России. Надеюсь, что через два года доля русского рынка достигнет 2-5% оборота, а потом и 7-10%.

- Почему Audencia пришла в Россию только сейчас? Многие западные бизнес-школы давно ведут здесь свои проекты.

- Нам действительно хочется развивать тут бизнес. Если в технологиях российские компании подкованы, то навыки менеджмента, бизнес-навыки нужно еще совершенствовать и совершенствовать. Да, у нас здесь много конкурентов, но что делает большинство из них? В основном предлагают программы МВА, которые по большому счету все одинаковы, вдобавок созданы в расчете на Америку или Европу, а не на специфику России.

- Вы хотите завоевывать рынок короткими тренингами?

- В среднесрочной перспективе мы планируем продолжать то, что уже делаем: короткие модули по нескольку дней каждый (как тот тренинг лидерства, который шел на «Красных баррикадах»). Топ-менеджеров нельзя надолго отвлекать от работы, так что приходится делать программы, рассчитанные на три дня очных занятий в месяц максимум. Оптимальными считаются двухдневные курсы, а часто нас просят ограничиться и вовсе одним днем.

- Это вполне укладывается в общий тренд: даже двухлетние программы МВА стараются сейчас ужать до одного года. Но не сказывается ли это на качестве?

- Что же, приходится изобретать новые педагогические подходы. Растет доля самостоятельного изучения - проще говоря, все больше объемы домашнего задания. До начала тренинга мы просим прочитать нужные книги и статьи, поразмышлять над теми или иными примерами. Сами занятия стали куда насыщеннее на них все больше времени отводится бизнес-кейсам, ролевым играм.

Хотя личного общения в бизнес-образовании становится все меньше, мы убеждены, что заочное обучение до и после тренинга делает всю программу эффективнее, чем раньше.

- Кто ваши конкуренты в России по коротким программам?

- Как вы конкурируете за учеников?

- Выстраивая сеть личных контактов. Сейчас наша стратегия - получить хорошие отзывы от российских компаний и с этими рекомендациями обращаться к новым потенциальным клиентам. В идеале - запустить вирусный маркетинг: доказать ряду клиентов, что наши программы им нужны и выгодны, а потом они сами убедят в этом другие компании.

Мы не уверены, что хотим рекламироваться в СМИ. Вряд ли это принесет много новых контрактов, тем более что у нас нет в России единой программы вроде МВА, которую можно было бы массированно продвигать.

Куда лучше действовать с помощью партнеров - МАКО (Международная ассоциация корпоративного образования), Торговой компании «Галеон».

В ответе за бизнес

- Много ли россиян обучаются в Audencia во Франции?

- За два года более сотни человек из России приняли участие в коротких модульных программах Executive education.

Нужно заметить: когда речь заходит об образовании во Франции, многие считают, что прежде им нужно выучить французский. Хотя во Франции МВА, например, обычно преподается на английском.

Есть и другой стереотип. Например, если хочешь побольше узнать о бизнесе, то нужно ехать учиться в Лондон, а если про моду - тогда в столицу Франции. Россияне вообще предпочитают столицы. Хотя у нас в Нанте куда более спокойное и дешевое место, чем Париж.

- Audencia объявила, что к концу 2013 г. как минимум 10% выполняемых студентами работ по курсу МВА будут касаться социальной ответственности бизнеса. Школа даже изменяет название курса: не просто МВА, а «МВА в области ответственного менеджмента». Неужели эта тема так важна для бизнеса, что помогает привлекать много новых студентов?

- Надо заметить, что у нас нет отдельной программы именно по социальной ответственности. Но серьезное изучение этого предмета включено во все наши курсы.

Чтобы было понятнее российской аудитории, давайте переформулируем: речь во многом о риск-менеджменте. Если вы - ответственный бизнес, то это некоторая гарантия, что ваши работники не выйдут на забастовку, что на вас не наложат штраф за нанесение вреда экологии. Мы доказываем, что наша программа учит предвидеть и предотвращать будущие проблемы. Мы говорим о том, что заработать деньги прямо сейчас - это не главное в бизнесе. У вашей работы есть смысл, и он отнюдь не в умножении личного состояния. Все больше молодых людей приходят к этому.

- И диплом с пометкой про социальную ответственность действительно повышает ценность выпускника на рынке труда?

- Мы уверены, что нужно бороться за ответственный менеджмент. Школа не первый год участвует в программах социальной ответственности, мы первая бизнес-школа, присоединившаяся к глобальному договору ООН (United Nations Global Compact, UNGC, инициатива, направленная на повышение ответственности бизнеса), у нас действует институт глобальной ответственности - подразделение, особое внимание уделяющее исследованию проблемы ответственности малого и среднего бизнеса. Понятно, что у больших компаний огромные бюджеты, которые они могут пускать на социальную ответственность. А что в силах сделать малый и средний бизнес?

Мы готовы с цифрами в руках доказать, что компании, которые думают об ответственности бизнеса, - это прибыльные компании.

- Или же прибыльные компании думают об ответственности...

- Для нас проблема социальной ответственности бизнеса - это не только маркетинг, способ выделиться среди других курсов. Мы действительно верим в то, что предприниматели должны быть ответственными, и делаем все для этого.

Двойная выгода

- Какие выгоды Audencia получила от слияния с l'Ecole Centrale de Nantes?

- Это не слияние, это союз. Мы частная школа, l'Ecole - государственная, так что слияние невозможно. Но мы проводим совместные учебные программы, исследования, наши преподаватели вместе ходят на курсы повышения квалификации, деканы наших школ участвуют в заседаниях правления l'Ecole Centrale и Audencia. Обе школы понимают, что компаниям требуются от работников не только управленческие и технические знания, а все эти навыки одновременно. Школа, которая может предоставить все в одном флаконе, выигрывает.

- Когда началось сотрудничество?

- C 2006 г., официальный договор о стратегическом альянсе был подписан в 2012 г. и одобрен министерством образования Франции в 2013 г. Совместная программа «инженерные специальности + менеджмент» была начата в 2007 г. (магистерские программы). Сейчас более 20 инженерных школ во Франции и за рубежом участвуют в подобной программе «двойной специализации». Программа поддерживается такими компаниями, например, как Air France, ERDF, Eurogroup Consulting, Microsoft, Thales, Valeo,Veolia и др., студентов и выпускников охотно берут на стажировки и работу.

- В кратких программах для остальных стран также участвуют преподаватели l'Ecole Centrale de Nantes?

- Конечно. Например, и сотрудникам «Росатома», и молодым российским ученым преподавали как наши профессора, так и их коллеги из l'Ecole Centrale.

- Слияния и поглощения сейчас не редкость в сфере бизнес-школ?

- Да, многие бизнес-школы сливаются сейчас друг с другом. Но мы не верим в такой путь. Какой смысл объединять два опыта в одной и той же сфере? А вот когда совмещается опыт из разных сфер, когда сотрудничает школа менеджмента с профильной отраслевой школой - это гарантия, что работники компании-заказчика получат знания, нужные именно в их отрасли, а не абстрактные навыки лидерства.

- С кем намерена объединяться Audencia?

- Сейчас вместе действуют несколько школ: мы, т. е. школа менеджмента, l'Ecole Centrale de Nantes - инженерное дело, l'Ecole Atlantique de commerce - школа коммерции, и Sciencescom, чей конек - медиа и коммуникации. Вскоре к ним должна присоединиться l'Ecole nationale supérieure d'architecture de Nantes - архитектурная школа.

Есть и другие идеи по сотрудничеству - о них говорить пока рано, может быть, раскроем детали этих проектов через несколько месяцев. Пока же можно сказать только, что это будут школы из новых, еще не охваченных нами сфер.