Решить проблемы одним звонком

Мэтт Райли ведет бизнес так же быстро, как ездит на мотоцикле. Его компания Daisy Group недавно анонсировала первые дивиденды - через четыре года после выхода на Лондонскую фондовую биржу
Развивать бизнес в родном Нельсоне - принципиальная позиция Мэтта Райли/ FZAPPA/ PANORAMIO

Единственные украшения простого, даже без окон, офиса Райли - это табличка с надписью «Деньги правят» и пирамида из банок с бобами. Он только что скрепя сердце поменял стол, за которым можно только стоять, на обычные стол и стулья. «Это не позволяло мне устраивать ежедневные встречи по семь часов длиной. Но коллеги заявили, что им необходимо присесть, чтобы просмотреть цифры», - усмехается предприниматель.

Райли считает стремительность своей сильной стороной. Так же как и одержимость. «На столе у меня только то, что мне нужно сегодня, потом я это выброшу», - говорит он. Неустанное внимание к деталям тоже является ключом к успеху, считает Райли.

Надо что-нибудь создать

Райли - серийный предприниматель. Он всегда был нетерпелив. Окончив школу в Нельсоне, на северо-западе Англии, он взглянул на экономическую разруху вокруг - на закрывшиеся текстильные английские фабрики - и подумал не о том, чтобы уехать, а о том, чтобы создать.

Райли продавал телекоммуникационное оборудование, прежде чем основал и продал три рекрутинговые компании, которые также носили название Daisy, выдуманное в пабе. Окончательно Райли вернулся в телекоммуникационный бизнес в 2001 г.: он заново основал компанию на деньги, полученные от продажи его доли в рекрутинговых компаниях. Райли понимал, как улучшить телекоммуникационные услуги для малых и средних предприятий, которые даже в эпоху социальных медиа и удаленного хостинга по-прежнему нуждаются в базовых услугах. Daisy перепродает пакеты телекоммуникационных компаний, таких как BT (в прошлом - госмонополия, которая до сих пор занимает половину рынка малого и среднего бизнеса), Vodafone и Everything Everywhere, а также предоставляет технику, чтобы эти пакеты могли работать. В 2012 г. компания получила доход в 351 млн фунтов.

Можно все

По сути, бизнес Райли является малым, поэтому ему приходится конкурировать и по ценам, и по качеству сервиса. Типичный запрос клиента: «Можно ли одним телефонным звонком решить все возможные коммуникационные задачи?» - «Да, можно», - отвечает Райли. - «А я могу благодаря одной сделке купить все, что мне надо?» - «Да, можете», - отвечает Райли.

«Facebook или Google тоже не за один день делались, - улыбается амбициозный бизнесмен. - Вы можете быть просто маленьким местным магазином, но по ассортименту должны конкурировать с супермаркетом. И чтобы выполнить эту задачу, вам не надо иметь кучу денег, вам нужен поток наличных». И добавляет: «Люди думают, что предприниматели - это любители риска. На самом деле мы довольно расчетливы и нам всегда удается параллельно заботиться о себе».

Скупил конкурентов

Райли использовал листинг на бирже, чтобы получить средства и купить более мелких конкурентов. Частые покупки принесли компании убытки, но финансовый директор компании Стив Смит говорит, что Daisy вновь станет прибыльной через 30 месяцев, если прекратит покупать конкурентов. У компании 70 000 клиентов. «Мы хотим быть естественной альтернативой BT в Великобритании. И можем добиться доходов в 1 млрд фунтов», - уверен Смит.

Стоимость акций Daisy выросла на 50% против 10% в секторе небольших компаний с листингом на бирже. У Райли - 23% акций, еще 26,4% - у фонда Invesco Perpetual, 27% - у Tosca Asset Management.

Повод для гордости

Об уплате налогов Райли говорит: «Я горжусь своей страной и не хочу жить где-либо еще. Я плачу налоги. Я ненавижу это делать, но плачу. Если вам не нравится это делать, переезжайте».

Райли гордится не только страной и финансовыми результатами компании, но и сохранением бизнеса в Нельсоне. Он вырос в соседнем Бернли и до сих пор живет в нескольких минутах езды от Нельсона. Его отец работает водителем машины скорой помощи, а мама работала в колл-центре.

В штаб-квартире компании в Нельсоне сегодня 900 человек. «Я горжусь тем, что мы создали много рабочих мест. Это ведь довольно захудалая область, - говорит Райли. - Но местный автопром всегда будет процветать, поскольку здесь есть 900 человек, которые хотят покупать автомобили. И продавцу сэндвичей тоже будет хорошо, потому что у него есть клиенты, которые покупают сэндвичи. И у парикмахера всегда будет работа. Так что вы один можете изменить ситуацию, если создадите бизнес, где будет работать столько людей».

Издержки на содержание собственности в Нельсоне очень низки. У Daisy два огромных ангара в промышленной зоне. При этом счета за обучение персонала астрономические, замечает Райли: «Вы тратите кучу денег, обучая людей отвечать на телефонные звонки. Они, конечно, еще сильны в работе с текстовыми сообщениями и общением на Facebook. Но говорить со взрослыми действительно очень сложно».

Райли культивирует в компании предпринимательский дух: предоставляет менеджерам в их подразделениях полную самостоятельность. А еще дает всем работникам, кроме руководителей, дополнительный выходной день на день рождения или перед свадьбой. «Мы не хотим превратиться в нефтяной танкер. Хотим оставаться проворными, быстрыми», - смеется Райли.