Комсомольский НПЗ останется без трубы

«Транснефть» придумала, как компенсировать потери от нулевой индексации тарифов в следующем году. Она не будет строить отвод от ВСТО до Комсомольского НПЗ «Роснефти»

«Транснефть» отказалась от участия в строительстве отвода от нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) на Комсомольский НПЗ (принадлежит «Роснефти», мощность - 8 млн т), сообщил вчера первый вице-президент компании Максим Гришанин. Это решение связано с планируемым правительством замораживанием тарифов на транспортировку нефти по системе «Транснефти» в 2014 г. В результате недополученная выручка компании составит 30 млрд руб. Ранее советник президента монополии Игорь Демин говорил, что «Транснефти», возможно, придется сокращать финансирование проектов, которые находятся на начальной стадии реализации, - в частности, расширение трубы ВСТО для дополнительных поставок «Роснефтью» сырья в Китай. Инвестиции в этот проект (общая стоимость - 74 млрд руб.) уже заложены в долгосрочную инвестпрограмму «Транснефти» (с 2014 по 2018 г. - 500 млрд руб.). «Вне зависимости от ставки тарифов мы не будем исключать из утвержденной советом директоров инвестпрограммы крупные инвестпроекты. Подождем, посмотрим. Может быть, они (проекты. - «Ведомости») сдвинутся вправо по срокам реализации», - передал вчера «Интерфакс» слова Гришанина.

Гришанин также добавил, что вопросы финансирования расширения ВСТО с «Роснефтью» еще до конца не решены. Предполагается, что «Роснефть» будет участвовать в проекте. «Мы не отказываемся и не останавливаем реализацию проекта», - подчеркнул Гришанин, добавив, что «Транснефти» как крупнейшему инвестору нужен стабильный инвестиционный климат. «Мы будем смотреть на сроки реализации проектов после того, как нам станет понятен вопрос о ситуации с тарифами. Мы хотим предсказуемой и стабильной тарифной политики, не зависимой от внесистемных факторов», - пояснил он.

Проект строительства отвода на Комсомольский НПЗ не был включен в инвестпрограмму «Транснефти». «Средств на этот проект в инвестпрограмме нет, а позволить себе займы компания не может, так как может ухудшиться инвестиционная история компании», - сказал вчера Демин. Соглашение о строительстве ответвления «Роснефть» и «Транснефть» подписали год назад на саммите АТЭС во Владивостоке. Старт строительства был намечен на этот год, говорит Демин. Ввод в эксплуатацию ответвления планировался на 2017 г. Предполагалось, что трубопроводная компания построит отвод стоимостью 53 млрд руб. (по оценке «Транснефти»), а «Роснефть» компенсирует ей эти расходы за счет специального тарифа на транспортировку нефти по этому участку.

Сейчас нефть на Комсомольский НПЗ доставляется железнодорожным транспортом. Так что подключение к ВСТО снизило бы транспортные расходы «Роснефти». По подсчетам аналитика ИФД «Капиталъ» Виталия Крюкова, компания могла бы сэкономить примерно $600-700 млн в год. «Ответвление на ВСТО сейчас менее важный инфраструктурный проект среди проектов «Транснефти», в котором заинтересована только «Роснефть». В то же время доппоставки нефти в Китай - это договоренности на уровне правительств двух стран», - говорит Крюков. Представитель «Роснефти» сказал, что компания изучает различные варианты логистических схем и возможности реализации данного проекта (отвода от ВСТО на Комсомольский НПЗ).