От редакции: Враг у ворот

Reuters

Образ врага, бывший долгое время умозрительной конструкцией - частью внутриполитической пропаганды Кремля, стремительно материализовался в лице среднеазиатской национальности. Внутриполитических успехов таким способом власти пока не удается достичь, но на фоне низкого качества государства это приводит к росту проблем во внешней политике - Россия все делает для того, чтобы стать образом врага для все большего числа других стран.

МИД Киргизии официально выразил озабоченность в связи с нарушением процессуальных норм при задержании в Москве граждан Киргизии после событий в Бирюлеве. Российские органы власти не сообщают киргизским дипломатам о задержаниях, что нарушает Венскую конвенцию о консульских отношениях. Киргизов все чаще привлекают к суду, где решения выносятся «до начала самого судебного процесса, без детального и объективного изучения материалов; в результате этого в судах, по экспертным оценкам, 99% мигрантов выдворяются за пределы России и подвергаются административным штрафам», говорится в заявлении.

У среднеазиатских союзников России может появиться еще больше озабоченности, поскольку тема ограничения трудовой миграции набирает популярность у московских политиков и чиновников. Министр внутренних дел рапортует о росте числа преступлений мигрантов, его московский подчиненный требует до конца года проверить все квартиры на предмет наличия нелегалов, ФМС ждет полномочий на проведение дознания по делам об организации незаконной миграции, депутаты Госдумы пишут проекты ужесточения правил приема мигрантов на работу.

Президент Путин на заседании совета по межнациональным отношениям попытался одновременно поддержать противоположные тезисы.

По его словам, попустительство незаконным действиям недопустимо; в межнациональных конфликтах виноваты местные власти; большинство конфликтов - бытовые, но используются экстремистами для нагнетания межэтнической напряженности.

Местные власти, может, и виноваты - однако их полномочия и финансы давно урезаны центром. Политическим использованием мигрантской темы занимались последние полгода высшие чиновники и федеральные политики. Для этого были конкретные поводы, например выборы мэра Москвы, и общие причины - ухудшение социально-экономической ситуации в стране, рост недовольства действиями центральной власти со стороны населения.

Долгое время образ врага, востребованный властной пропагандой, был несколько умозрителен: это были либо абстрактные американцы, либо заменяемые шпроты, молоко, конфеты, вино из соседних стран. Но в этом году тема «вредных мигрантов» стала основной в публичной риторике власти. Мигрантов начали гонять - в полном соответствии с уровнем судебной, правоохранительной и внешнеполитической инфраструктуры. В итоге плохое внутреннее состояние государства привело к тому, что у России ухудшаются отношения с внешними партнерами. Уже можно говорить о том, что планы евразийской политической кооперации подорваны внутренней антимигрантской политикой. Никуда не делись и другие внутренние конфликты, мешающие международной интеграции страны: борьба с гомосексуалистами, экологическими активистами, иностранными агентами среди НКО и экспертов и т. д. Чужие при столкновении с Россией получают такой заряд бодрости, что долго еще не захотят дружить.