Эксперимент над нефтяниками

Минфин отказывается переводить нефтяников на налогообложение финансового результата. Они могут рассчитывать лишь на несколько пилотных проектов к 2016 г.

НДПИ и экспортная пошлина достаточно простые для администрирования формы изъятия ренты, объясняет руководитель по стратегии энергетического центра «Сколково» Антон Рубцов, для налога с финансового результата необходима система мониторинга, анализа затрат и экономики нефтедобычи. Для обкатки налога его сперва необходимо вводить на пилотных проектах, согласен он.

Масштабного перехода на налогообложение дополнительного дохода (НДД) в нефтяной отрасли не будет, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на заседании правительства. К такому выводу он пришел после выступления министра финансов Антона Силуанова. «Через НДПИ мы изымаем ренту, и переход от этого вида налогообложения на налогообложение дополнительного дохода может привести к тому, что мы потеряем доходы в бюджет», - объяснил Силуанов, добавив, что необходимости что-то менять нет (их цитаты по «Интерфаксу»).

«Меня немного удивляет позиция Министерства финансов, которое всегда поддерживало этот переход исторически, а сейчас говорит о рисках», - признался Дворкович. Но раз Минфин не готов, правительство продолжит проработку налога на отдельных пилотных проектах, резюмировал он.

Заменить НДПИ на новых месторождениях налогом с финансового результата еще осенью 2010 г. предложило Минэнерго. В начале и в конце освоения месторождения он минимален, гораздо ниже, чем НДПИ, а в период максимальной добычи платежи вырастают. По замыслу Минэнерго это увеличит инвестиции в геологоразведку. Еще в конце 2011 г. замминистра финансов Сергей Шаталов говорил, что Минфин концептуально поддерживает введение такого налога для новых месторождений, но спешить не нужно. Позже он сказал, что налог потерял свою актуальность, так как налогообложение уже стало дифференцированным в зависимости от проектов.

А вот Минэнерго от реформы не отказывалось. Переход с 2016 г. к налогу с финансового результата зафиксирован в плане деятельности Минэнерго. В 2014 г. схема может быть опробована на пилотных проектах, говорил Новак. «Шестнадцатый год рассматривается, но решения еще нет», - сказал он вчера. Решение будет приниматься по итогам пилотных проектов, сообщил представитель Минэнерго. Возможность введения НДД на пилотных проектах обсуждалась с «Башнефтью», «Лукойлом» (эти компании назывались и ранее), «Сургутнефтегазом», сообщил Новак, переход на НДД в любом случае будет зафиксирован в энергостратегии до 2030 г.

Пилоты «Лукойла» запланированы на Северо-Самбойском, Западно-Лекейягенском и Седьягинском месторождениях, сообщил представитель Минэнерго. «Сургутнефтегаз» предлагал реализовать пилотный проект на месторождении им. Шпильмана. Представитель «Башнефти» напомнил, что в качестве экспериментальной площадки компания предлагала месторождения в Башкирии.

В Минфине идею пилотных проектов «скорее не поддерживают», говорит представитель ведомства, нет необходимости идти по этому пути. Задача, которую должен решать НДД, достигается и сейчас, объясняет он: за счет диверсифицированной системы налогообложения углеводородов.

«Это абсолютно сонная тема», - говорит нефтяник: обсуждаются принципы НДД, администрирование, что нужно для введения налога, но параметров еще и близко нет. Дальше предложений выбрать пилотные проекты не пошло, подтверждает его коллега. Конструкция нового налога никогда всерьез не обсуждалась, признается федеральный чиновник. Наиболее вероятный вариант - налогообложение сверхприбыли на новых месторождениях, говорит он, но помимо определения понятия сверхприбыли и ставки необходимо обеспечить обособленный учет доходов и расходов, а также контроль за трансфертным ценообразованием.

Новая система, основанная на налогообложении финансового результата, необходима, уверен Рубцов, в противном случае придется идти по пути бесконечного предоставления адресных льгот. В конечном счете система станет неуправляемой, предупреждает он.