Гуманизация вышла из доверия

Владимир Путин критикует медведевскую гуманизацию: она не работает, штрафы за взятки взыскать не удается. Кремль не исключает корректировки закона
AP/ RIA-Novosti

Либерализация уголовного законодательства, как показала практика, «не работает должным образом», констатировал вчера президент Владимир Путин на заседании Совета по противодействию коррупции. Решения о либерализации были приняты в 2011 г. [при президенте Дмитрии Медведеве], напомнил Путин, «и мы тогда с этим согласились». По его данным, в первой половине 2013 г. за получение взяток осуждены почти 700 человек, но только 8% взяточников - к реальным срокам лишения свободы. Большинство приговорено к штрафам, которые, по словам президента, «преступники не платят, находят всевозможные нормативные лазейки».

Много не взыщешь. 155

млн руб., по данным Федеральной службы судебных приставов, было взыскано в 2012 г. в качестве штрафов с осужденных за коррупционные преступления, при том что общая сумма взыскания - 2 млрд руб.

Никаких оргвыводов Путин вчера не сделал. Но, как говорит его пресс-секретарь Дмитрий Песков, по итогам совещания будет подготовлен перечень поручений. Он не исключает, что речь может пойти и о совершенствовании законодательства.

Три пакета законопроектов по либерализации Уголовного кодекса были внесены в Госдуму и приняты в 2010-2011 гг.: введен мораторий на аресты за экономические преступления, многие из них были декриминализованы, по некоторым появилась возможность избежать наказания в случае возмещения ущерба, за нетяжкие преступления отменен нижний порог лишения свободы, а за взятки введены кратные штрафы вместо реальных сроков.

Но сразу после смены власти в Кремле юридическое сообщество стало критиковать медведевскую гуманизацию. Опрос, проведенный для конференции Минюста по мониторингу правоприменения в 2012 г., показал, что 69% руководителей судов ею недовольны. Взыскивать с коррупционеров штрафы оказалось сложно (см. врез), и весной этого года пленум ВС разъяснил, что в случае неуплаты кратного сумме взятки штрафа его следует заменить реальным лишением свободы.

У кого есть деньги на миллионные штрафы, откупаются от тюрьмы еще на стадии следствия, констатирует адвокат Леонид Альперович, остальные выводят средства, не дожидаясь суда. Гораздо эффективнее работал бы арест имущества подследственного коррупционера и его конфискация в случае обвинительного приговора, но эти нормы, которые отражены в международных конвенциях по борьбе с коррупцией, российские законодатели пока игнорируют, отмечает юрист.

Нужно сначала добиваться неотвратимости наказания, считает член думского комитета по законодательству (готовил пакеты по гуманизации) Рафаэль Марданшин, и только при отсутствии результатов говорить об ужесточении законодательства. По его словам, пока в комитете о пересмотре реформированных частей УК не говорили.

«Смена президента неизбежно повлечет пересмотр внутренней политики, и это отразится на реформе уголовного законодательства», - предсказывал в 2012 г. ревизию реформы в статье «Ждем контрреформы УК» в «Ведомостях» Михаил Поздняков из Института проблем правоприменения в Санкт-Петербурге. По его мнению, необходимо было вести диалог со всеми профессиональными группами, которых эта реформа затронет, искать доводы, чтобы их мнение изменилось.