TNS нужна конкуренция

Вместо TNS телеизмерениями в России может заняться другая компания: крупнейшие телехолдинги готовы выбрать единого составителя ТВ-рейтингов
Михаил Лесин укрепит «валюту» телеизмерений/ Валерий Левитин/ РИА Новости

«Первый канал», ВГТРК и «Газпром-медиа» создают некоммерческую организацию «Индустриальный комитет по телеизмерениям», сообщили компании. Комитет выступит единым заказчиком телеизмерений и единым органом их финансирования. «Текущая модель телеизмерений сформировалась в конце 90-х гг. в иной вещательной и технологической реальности и успешно выполнила свою историческую миссию», теперь настал момент ее трансформации, указано в совместном заявлении телекомпаний. Для формирования организации создана рабочая группа во главе с Александром Костюком (прежде работал в TNS и Vi).

Основная задача индустриального комитета - укрепление расчетной «валюты» телеизмерений, от которой прямо зависит работа каналов, их доходы, а также рынок ТВ-рекламы, заявил «Ведомостям» гендиректор «Газпром-медиа» Михаил Лесин. В последние годы у пользователей телеизмерений возникает все больше вопросов к этим данным, объяснил он, система нуждается в совершенствовании, поэтому первая задача комитета - сформулировать новое техническое задание для измерителя. Конечно, у разных вещателей разные взгляды на то, как должны развиваться измерения, указывает Лесин, и комитету предстоит выработать консолидированную позицию: «Индустриальные комитеты такого рода - распространенная мировая практика».

На основе технического задания комитет впервые за 10 лет проведет в России официальный тендер по выбору единого поставщика телеизмерений, рассказал глава «Газпром-медиа»: «Сейчас у рынка слишком большая зависимость от TNS, это неправильно, должна быть конкуренция среди измерителей». Тендер может быть проведен в первой половине 2014 г., полагает он. Но даже если тендер выиграет не TNS, это не значит, что рынок тут же перейдет на другие данные, рассуждает Лесин, на разворачивание панели и переход потребуется время, так что в новом качестве система заработает в 2015-2016 гг.

Телерынок России пользуется данными TNS (до 2001 г. Gallup Media) почти 20 лет, у компании больше 200 клиентов. Все изменения панели согласовываются TNS c так называемой Группой пользователей данных, куда входят представители каналов, агентств и рекламодателей. Гендиректор «TNS Россия» Руслан Тагиев сообщил, что у этой международной компании в разных странах есть опыт работы как напрямую с индивидуальными клиентами, так и с единым индустриальным заказчиком, и добавил, что готов к сотрудничеству с российским комитетом.

Российский телерынок уже выбирал единого телеизмерителя. В 2004 г. «Медиа комитет» с третьей попытки объявил победителем тендера итальянскую AGB Television, но приступить к измерениям компания не смогла. С решением комитета не согласилась почти половина его членов, которые отказались платить за услуги AGB Television. В итоге практически все компании продлили свои договоры с Gallup Media. Исключением стал «Первый канал», который до сих пор принципиально не пользуется данными TNS.

С тех пор отраслевые сообщества (Ассоциация коммуникационных агентств России и «Русбренд») не раз пытались снова создать индустриальный комитет, но фактически это им так и не удалось. Лесин, который руководит «Газпром-медиа» чуть больше месяца, прежде был известен своими проектами по консолидации отрасли, поэтому ничего удивительного, что ему удалось сдвинуть историю с комитетом с мертвой точки, рассуждает топ-менеджер одной из медиакомпаний.

Представители «Первого канала» и ВГТРК отказались от дополнительных комментариев по индустриальному комитету.