«Таттелеком» идет к соседям


Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что разрешила «Таттелекому» приобрести 100% акций «дочек» самарского оператора СМАРТС - ЗАО «Шупашкар-GSM» (Чувашская республика) и ЗАО «СМАРТС-Уфа» (Башкирия). «Таттелеком» <...> намерен выйти на рынки соседних регионов в качестве мобильного оператора», - передал директор по маркетингу «Таттелекома» Александр Смирнов со ссылкой на гендиректора Лутфуллу Шафигуллина. Сделки, по его словам, могут занять несколько месяцев, а в перспективе «Таттелеком» интересуют «дочки» СМАРТС в Марий Эл и Ульяновской области.

СМАРТС готов продать интересующие «Таттелеком» филиалы, но переговоров пока не было и покупатель будет определен на конкурсной основе, говорит пресс-секретарь компании Светлана Виноградова. Сумму потенциальной сделки она и Шафигуллин не назвали. По оценке аналитика AForex Артема Деева, цена может достигать $15 млн по каждому филиалу.

«Таттелеком» стал мобильным оператором в июле после покупки «СМАРТС-Казань», а до этого оказывал лишь услуги фиксированной связи: IP-телефонии, доступа к интернету, кабельному телевидению и др. «СМАРТС-Казань» обслуживала около 270 000 абонентов, ранее говорил «Ведомостям» сотрудник компании. Виноградова не назвала количество абонентов в Башкирии и Чувашии.

Выход на рынок сотовой связи позволит «Таттелекому» предоставлять абонентам полный перечень телекоммуникационных услуг, передает Смирнов позицию Шафигуллина. Желание «Таттелекома» вполне обоснованно, считает аналитик «Альпари» Анна Кокорева: у компании хорошие позиции на рынке (около 70% рынка фиксированной связи в Татарстане) и широкая абонентская база, но как мобильный оператор она так и не заняла свою нишу, уступая конкурентам. Покупка активов СМАРТС поможет расширить присутствие «Таттелекома» на региональном рынке мобильной связи, считает она.

В 2012 г. чистый убыток «Шупаш­кар-GSM» составил 3,8 млн руб., «СМАРТС-Уфа» - 5,4 млн руб. «В последние годы деятельность СМАРТС начала приносить убытки, и он озадачился реорганизацией, выставляя слабых «дочек» на продажу», - говорит Кокорева. У компании высокая долговая нагрузка - 100 млн руб., погасить которую за счет прибыли невозможно, добавляет она.

Позиции СМАРТС абсолютно несопоставимы с рыночными позициями операторов «большой тройки» и его уход из бизнеса - вопрос времени, говорит сотрудник федеральной телекоммуникационной компании. Под давлением конкурентов СМАРТС вынужден будет продавать и другие активы, считает он. Что касается «Таттелекома», он в данном случае не просто рассчитывает создать подструктуру в соседнем регионе, а платит за конкретную абонентскую базу, напоминает собеседник «Ведомостей».