Государство без спросу заглянет в тарелки

Правительство предлагает не уведомлять ритейлеров и рестораторов о проведении плановых и внеплановых проверок объектов. Участников рынка это не смущает
С.Портер/ Ведомости

Роспотребнадзор, Минэкономразвития при участии МВД и других заинтересованных ведомств должны проработать предложение правительства не вменять в обязанность проверяющим органам предупреждать о плановой или внеплановой проверке. Речь идет об объектах, которые осуществляют оборот пищевых продуктов (это продуктовые магазины, объясняет федеральный чиновник) и оказывают услуги общественного питания, говорится в протоколе совещания у вице-премьера Ольги Голодец (копия есть у «Ведомостей»).

Минэкономразвития было против этой идеи, знает федеральный чиновник: «Есть опасность, что эта норма может быть распространена на все контролирующие органы, не только на Роспотребнадзор. Тогда нарушится одна из основных норм закона, направленных на паритет между бизнесом и контролирующими органами». Связаться с представителем Роспотребнадзора не удалось. Представитель Голодец не смог оперативно ответить на вопросы «Ведомостей».

Сейчас проверяющие ведомства должны заранее составлять список объектов, которые планируют проверить в течение года, в графике указывается предполагаемый месяц, а за три дня - уведомлять компанию о проверке; о внеплановых проверках предупреждать не нужно, продолжает федеральный чиновник, ведомствам поручено проработать вопрос об отмене обязательных уведомлений за три дня до плановой проверки.

Отсутствие обязательного уведомления - это шаг назад, кроме того, это может вызвать сложности у компаний, считает президент «Г. М. Р. Планета гостеприимства» Мераб Елашвили: в случае проверки они даже не смогут подготовить необходимые для нее документы.

Но большинство опрошенных «Ведомостями» идея внезапных проверок не смущает. Предлагаемые меры, если будут приняты, не отразятся на деятельности «Росинтера», говорит представитель компании Елена Мазур: пакет документов, который требуют проверяющие, готов всегда, сроки плановых проверок иногда меняются, поэтому эффект неожиданности есть и сейчас.

«Маркон» (владеет сетью закусочных «Стардогз») рекомендует своим франчайзи всегда быть готовыми к проверкам, а чтобы держать их в тонусе, во-первых, каждые две недели проводит собственные проверки, а во-вторых, пользуется услугами «таинственных покупателей», говорит гендиректор сети Сергей Рак: «Если проверки Роспотребнадзора будут внезапными, мы будем это только приветствовать, главное - чтобы все игроки рынка были в равных условиях».

У ритейлеров вряд ли возникнут проблемы, считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. Торговые организации, работающие в правовом поле, всегда готовы к контролю, говорит представитель «Дикси» Екатерина Куманина.

«У нас собственная эффективная система контроля качества: есть управление по качеству, тайные покупатели. Поэтому мы не сомневаемся, что отвечаем всем требованиям Роспотребнадзора», - говорит представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков. Вопрос с присутствием директоров магазинов, бухгалтеров и юристов в момент проверки тоже решаем, уверен он.

«Проверяющих так много, что ритейл все время в тонусе», - говорит сотрудник крупного ритейлера. С другой стороны, если даже в магазине все идеально, проверяющие всегда могут найти какое-то нарушение, продолжает он: например, соусы в магазинах хранятся без холодильника, тогда как на некоторых из них указана максимальная температура хранения 18 градусов, формально это нарушение, если в торговом зале +20, но, если закупать холодильники для них, стоимость соусов будет выше. У сетей не всегда есть возможность проверить продукт на соответствие заявленным документам, говорит Карпов, поэтому, если у сети возникли вопросы даже к одному виду продукции, которую поставляет компания, она, вероятнее всего, не станет работать с таким поставщиком.