Кто пострадал от Мастер-банка

У Мастер-банка сотни клиентов - юридических лиц, которые держали там счета и зарплатные проекты. Но признать себя пострадавшими согласились немногие
Банкоматы Мастер-банка не ждут клиентов/ Р. Шамуков/ ИТАР-ТАСС

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

У самого банка был портал по бронированию туристических услуг - Good.ru (ООО «Компания гуд»), передало агентство ИТАР-ТАСС, с месячным оборотом примерно в 150 млн руб. Good.ru является прямым агентом «Аэрофлота» .

Среди клиентов банк называл страховые компании, но они заверили, что проблем сейчас нет. «Единственное, что связывало “РЕСО-гарантию” и Мастер-банк, - программа, по которой банк эмитировал для клиентов страховщика карты, на которые компания позже зачисляла возмещение убытков. Но у нас нет отношений с Мастер-банком с конца мая 2011 г.», - заявил заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. «Мастер-банк не был нашим расчетным банком», - сказал представитель «Росгосстраха» .

Юридические лица, чьи деньги в виде остатков на счетах зависли в Мастер-банке, являются кредиторами самой последней очереди, указывает юрист Ланта-банка Дмитрий Шевченко. В истории еще не было случая, чтобы с ними рассчитались в полном объеме, добавляет он, выплаты в принципе редко доходят до их очереди; по статистике ЦБ, расчеты с ними в среднем составляют примерно 20%.

Банки, которые пользовались процессингом Мастер-банка (таких более 100), лишились возможности на некоторое время обслуживать карты, а те, которые состояли под спонсорством банка в международных платежных системах (еще 150), потеряли еще и гарантийные депозиты, которые обычно размещает банк-партнер на счете у спонсора, говорит казначей одного из московских банков. Обычно он равен дневному обороту по картам банка и зависит от количества карт.

Пострадать должны были и торговые точки, которым Мастер-банк предоставлял услуги по обслуживанию банковских карт (эквайринг). Они рискуют не получить выручку от клиентов, которые расплачивались картами в последние три дня перед отзывом лицензии, поскольку информация об этих операциях могла зависнуть, указывает сотрудник одного из процессинговых центров. Торговая точка должна обратиться в платежную систему за деньгами, говорит он, обычно компаниям удается получить свои деньги.

Среди клиентов «Мастера» сотни компаний: рестораны, магазины, страховые компании и др.

Сотрудник одного из агентств по продаже авиабилетов, которое вело расчеты через «Мастер», рассказал, что платежи перестали проходить в среду: теперь надо либо предлагать клиентам оплатить билеты другими способами (например, через терминалы), либо искать другого процессера, что займет минимум рабочих дней.

Среди клиентов Мастер-банка - «Вымпелком» и IT-компания «РТСофт». У «Вымпелкома», по словам его пресс-секретаря Анны Айбашевой, «нет существенных отношений с Мастер-банком» и оператор не видит для себя особых проблем в связи с отзывом у банка лицензии. Представитель «РТСофта» отказался от комментариев.

Некоторые рестораны Ginza Project держали свои счета в Мастер-банке, говорит представитель сети Андрей Федорин, точное их число он назвать отказался (всего у Ginza около 100 точек, из которых примерно 30 - в Москве). По его словам, редко, когда на счете ресторана скапливается более 1 млн руб.

В управляющей компании «Арпиком» (рестораны Goodman, «Филимонова и Янкель», «Колбасофф», Wendy's) тоже не видят причин для беспокойства из-за зависших на счетах остатков.

По словам представителя компании, пластиковые карты не принимают к оплате только в Wendy's - остальные рестораны работают в обычном режиме. «Это незначительная доля ресторанов. При этом для нас даже этот сбой не является проблемой - основные платежи в фастфуд-секторе всегда были наличными. В данный момент мы рассматриваем предложения от других банков, и скоро все будет работать как прежде», - пообещал его представитель.

Представитель «Утконоса» заявил «Ведомостям», что их компания обслуживалась в Мастер-банке по зарплатному проекту. Часть выплаченной зарплаты зависла в банке. Компания планирует помочь всем сотрудникам авансами. Отзыв банковской лицензии Мастер-банка никак не отразится ни на операционной деятельности, ни на покупателях, ни на поставщиках, всю операционную деятельность «Утконос» ведет через Сбербанк .

У одной из компаний-банкротов, которой занимается арбитражный управляющий Евгений Семченко, в Мастер-банке на счете зависло 518 000 руб. «Я эти деньги уже точно не получу, когда Агентство по страхованию вкладов заберет свое. Я это ясно понимаю», - говорит он. По его словам, так же думает коллега, у компании которого в банке зависло 11 млн руб.

Проблемы с обслуживанием карт, похоже, скоро будут решены. Сбербанк сообщил вчера, что возьмет на себя процессинг Мастер-банка. Решение согласовано с Центробанком и с платежными системами Visa и MasterCard. Это означает, что клиенты банков - партнеров «Мастера» смогут совершать операции и расчеты по картам. Однако сроки будут зависеть от того, как быстро банки-эмитенты откроют в Сбербанке расчетный счет и внесут гарантийный депозит для обеспечения расчетов, после этого операции по картам банка-партнера будут возобновлены «в общем случае» в течение одного операционного дня, указывает госбанк.

О том, как будут компенсироваться потери физических лиц - клиентов Мастер-банка, читайте на стр. 08