Борьба с картелями: Самое опасное нарушение

А.Рудаков

Мы подозреваем правительство Пермского края, УК «Аэропорты регионов» и УК «Кольцово-инвест» в антиконкурентном соглашении - о передаче Пермского аэропорта на бесконкурсной основе. Фигуранты крупного дела - администрация Норильска и «Норильский никель». Мы подозреваем, что они действуют согласованно, закрыв рынок добычи полезных ископаемых. В частности, препятствуют группе «Русская платина» работать на нескольких месторождениях вблизи Норильска.

ФАС обладает уникальными полномочиями. Немногим антимонопольным органам мира доверена такая важная функция, как контроль за другими органами власти. Аналогичный орган в Италии называется Экономической прокуратурой.

Экономическая память о централизованном планировании ценообразования сформировала у власти привычку использовать административный ресурс при решении хозяйственных вопросов, вмешиваться в экономику, ограничивая конкуренцию. Самое опасное из этих нарушений - антиконкурентные соглашения: о ценах, разделе рынков, ограничении доступа на них. В первом полугодии 2013 г. было возбуждено 181 дело по ст. 16 закона о конкуренции (антиконкурентные соглашения с участием органов власти), вынесено 152 решения. Приведу несколько примеров.

Летом мы вынесли решение по расследованию, которое называлось «рыба Норвегии». Был целый букет нарушений, а благодаря действиям либо бездействию Россельхознадзора картель действовал несколько лет.

Дело об аукционах по крабу в отношении Приморского управления Росрыболовства и нескольких компаний, которые победили на этих аукционах. Благодаря материалам СКР мы имеем основания полагать, что был замешан и центральный аппарат Росрыболовства. Вполне возможно, что на ближайшем заседании комиссии будет принято решение о привлечении центрального аппарата Росрыболовства к рассмотрению этого дела.

После проверок в Росрыболовстве и в компаниях из Мурманска, Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы было возбуждено еще одно рыбное дело. Мы подозреваем, что был создан картель компаниями, добывающими рыбные ресурсы в зоне некоторых африканских стран, в том числе Марокко. Над ними стоит ассоциация, которая координирует их поведение. К сожалению, по всей видимости, замешано и Росрыболовство.

Не так давно было вынесено решение в отношении операторов подвижного состава, администрации Кемеровской области и РЖД. Оно касается перевозки угля из Кузбасса. А это 20% всех грузовых железнодорожных перевозок России. Из-за нарушений антимонопольного законодательства количество участников этого рынка сократилось с более чем 200 до 16. Все 16 операторов подвижного состава, а также администрация Кемеровской области будут привлечены к административной ответственности. По нашим приблизительным подсчетам, общий размер санкций составит от 2 млрд до 5,2 млрд руб.

СКР расследует уголовное дело, связанное с поставками в Якутию медицинского оборудования. Среди ответчиков - Siemens.

Самарское дело связано с рынком алкоголя. Мы подозреваем, что правительство Самарской области и ряд местных алкогольных компаний не пускали на самарский рынок производителей и продавцов из других регионов.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена и административная, и уголовная ответственность. За создание картеля возбуждаются дела по ст. 178 УК, иногда по ст. 204 «Коммерческий подкуп». А если нормы антимонопольного законодательства нарушили органы власти, то чаще всего правоохранительные органы квалифицируют такие действия по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» или ст. 286 «Превышение служебных полномочий». Но эти нормы не защищают отношения, связанные со свободным функционированием рынков. Пробел должен быть устранен. Мы предложили ст. 178.1 УК «Антиконкурентное соглашение с участием власти». По ней к ответственности могли бы привлекаться чиновники, вступившие в сговор с представителями бизнеса. Нам представляется, что за совершение этого преступления ответственность должна быть более суровая, чем за соответствующее нарушение по ст. 178, 285 и 286 УК. Такая же инициатива родилась и в СКР.