РЖД учится экономить

В РЖД на неполную рабочую неделю переведено 27% работников. Уволенным РЖД может предложить работу за рубежом

На неполную рабочую неделю переведено 27% работников РЖД, сообщил президент компании Владимир Якунин в ходе «открытого разговора» с коллективом. В первую очередь это коснулось тех, кто не занят в перевозках и обеспечении безопасности. Решение согласовано с коллективом и профсоюзами. Сейчас в госкорпорации работает около 1 млн человек. Из-за сокращения погрузки, вызванного ухудшением экономической ситуации, РЖД стояла перед выбором - «сократить огромное количество работников» или, используя опыт 2008 г., найти другую приемлемую форму, заметил Якунин. Вопрос об использовании неполной недели в следующем году будет решаться в I квартале 2014 г., добавил он.

После того как правительство заявило о планах заморозить в 2014 г. индексацию тарифов для естественных монополий, РЖД предупредила, что в условиях снижения объемов перевозок придется пойти на сокращение инвестпрограммы и расходов на персонал, напоминает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. В конце сентября Минэкономразвития рекомендовало РЖД заморозить зарплаты сотрудников и сократить минимум на 10% закупочные цены по 50 позициям. Профсоюз железнодорожников в ответ потребовал сохранить индексацию зарплат. В 2013 г. индексация была проведена в марте (+1,9%) и октябре (+3,8%). Вчера Якунин заявил, что индексация зарплаты в 2014 г. произойдет, но только осенью (слова Якунина передал «Прайм»).

С октября 2013 г. сотрудникам РЖД, «не задействованным в обеспечении непрерывного производственного процесса», предложили брать отпуск без сохранения заработной платы на три дня ежемесячно до конца года, напоминает представитель РЖД. Это предложение носит рекомендательный характер, подчеркивает он. Будет ли эта мера применяться в 2014 г., не решено, сказал вчера Якунин.

По итогам 2013 г. РЖД за счет комплекса мер планирует сократить общие издержки на 98,8 млрд руб., говорится в аналитической записке по финансовому плану компании на 2014 г. (есть у «Ведомостей»). В 2014 г. доходы РЖД по перевозочным видам деятельности могут составить 1,22 трлн руб. (в 2013 г. ожидаются на уровне 1,2 трлн руб.), расходы - 1,19 трлн руб. (1,16 трлн руб.), инвестиции - 392,4 млрд руб. (471,4 млрд руб.), чистая прибыль - 2,1 млрд руб. (0,7 млрд руб.), говорится там же. В 2014 г. из-за планируемого замораживания тарифов и в условиях роста налоговой нагрузки (налог на имущество, страховые взносы) монополия обещает сократить программу капитального ремонта, проводить «жесткую ценовую политику» в отношении поставщиков, перенести сроки индексации зарплаты, провести оптимизацию штата и проч., говорится в документе. В итоге РЖД надеется сэкономить 84,9 млрд руб.

Говоря о возможных сокращениях, Якунин вчера отметил, что сотрудников могут задействовать в зарубежных проектах компании. В качестве примера он привел проекты в Сербии, КНДР и строительство магистрали с шириной колеи 1520 мм до Вены. Сколько людей планируется перевести на зарубежные проекты, представитель РЖД не уточнил.

У РЖД избыточный офисный штат и от сокращения расходов на него компания только выиграет, комментирует Безбородов. При этом у РЖД остается еще масса возможностей для снижения непроизводственных расходов вплоть до продажи объектов недвижимости, уменьшения парка автомобилей, добавляет он.