От редакции: Оттепель закончилась

А.Махонин/ Ведомости

Внесенный вчера в Госдуму пакет антитеррористических законопроектов, расширяющих полномочия ФСБ, усиливающих контроль за интернетом и электронными платежами, - продолжение давно обозначившейся стратегии защиты интересов государства, а не граждан.

Во второй половине 2000-х российские власти пересмотрели суть понятия терроризма и концепцию борьбы с ним. Вместо угрозы гражданам террористическая опасность стала трактоваться как угроза государству. Предлагаемая в законопроекте трактовка дестабилизации работы органов власти как терроризма прекрасно укладывается в эту логику.

Эксперты давно и с завидным единодушием говорят о том, что главный и наиболее действенный способ борьбы с терроризмом - не закручивание гаек, только увеличивающее напряжение в системе, а налаживание агентурной работы и противодействие коррупции, являющейся питательной средой для терроризма. Полномочия контролировать интернет у спецслужб есть и сейчас, ужесточение и без того суровых наказаний едва ли напугает террористов-смертников, а финансирование терактов вряд ли совершается посредством «Яндекс.Денег». Зато переводить деньги на проекты вроде «Роспила» или предвыборную кампанию независимого политика будет куда сложнее; организация несанкционированного митинга вполне может быть приравнена к подготовке теракта.

Ужесточение запретов и расширение полномочий ФСБ - инструмент усиления позиций силовиков и их контроля за финансовыми потоками. Алексей Макаркин из Центра политических технологий сравнивает новые законодательные инициативы с отменой губернаторских выборов в 2004 г. после теракта в Беслане. Борьба с терроризмом - обоснование любого закручивания гаек, понятное большинству граждан, которые не ходят на митинги и не жертвуют деньги в интернете.

Система отрегулирована так, что способна только ходить по кругу, бесконечно множа запреты. Единственный источник люфта в этой конструкции - решения, принимаемые в ручном режиме, как освобождение Ходорковского, которого не смог предугадать никто из аналитиков.

По мнению Макаркина, новое расширение полномочий силовиков вовсе не противоречит логике так называемой «сочинской оттепели». Освобождение отдельных, пусть резонансных, фигур не меняет правил игры и роли силовиков в обществе и властной конструкции. Эта конструкция, однако, требует время от времени уравновешивать их влияние - этому и служат «оттепельные» решения.