Прорехи в парашютах

Комитет Госдумы по труду настаивает на серьезной доработке правительственного законопроекта о «золотых парашютах». Возможно, это нападки не на сам закон, а на руководство Министерства труда
Андрей Исаев раскритиковал законопроект, не вызывавший вопросов у чиновников/ С. Красильников/ ИТАР-ТАСС

Комитет Госдумы по труду рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект, ограничивающий величину компенсаций («золотых парашютов») досрочно увольняемым топ-менеджерам госкорпораций и госкомпаний. Документ может быть рассмотрен в ближайшую пятницу, 24 января. Содокладчиком по законопроекту назначен член комитета Валерий Трапезников, который в марте прошлого года раскритиковал практику выплаты огромных «золотых парашютов» топ-менеджерам госкомпаний на конференции Общероссийского народного фронта (ОНФ) и был поддержан президентом Владимиром Путиным. Активист ОНФ Трапезников также вносил законопроект о «золотых парашютах», но отозвал его, рассчитывая, что правительственный вариант будет более полным, чем проект ОНФ. Напомнив об этом, председатель комитета Андрей Исаев заявил, что правительственный законопроект оказался «отпиской», за которую депутаты проголосуют только потому, что одобряют любое движение правительства в направлении ограничения размеров «золотых парашютов».

Трапезникову поручено высказать ряд серьезных замечаний к документу, ко второму чтению в Думе будет создана рабочая группа по его доработке, проект предстоит расширить в 4-5 раз, настаивает Исаев.

Правительственный законопроект ограничивает выплаты досрочно увольняемым руководителям, их заместителям, членам правлений и главным бухгалтерам организаций, доля государства в которых превышает 50%, тремя-шестью среднемесячными зарплатами. Но размеры зарплат руководителей госкомпаний ничем не ограничены, в результате в некоторых случаях выходные пособия топ-менеджеров могут достигать 12 млн руб., обратил внимание член комитета от КПРФ Николай Коломейцев. Исаев поддержал коммуниста, с которым обычно не согласен: «Правительственный законопроект не решает проблемы: ограничивая выходные пособия шестью зарплатами, мы не знаем, какие это зарплаты».

Правительственный законопроект шире инициативы ОНФ: охватывает заместителей, главных бухгалтеров и членов правления госкомпаний, чего у ОНФ не было, защищала документ замминистра труда Любовь Ельцова. Постановление правительства, которое увяжет вознаграждения топ-менеджеров с производительностью труда госкомпаний, разрабатывается - это было еще одно поручение Путина после прошлогодней конференции ОНФ, добавила Ельцова.

Трапезникова законопроект тоже не устраивает, сказал он на заседании комитета, но лучше принять хоть что-то, чем совсем ничего. Жестко критиковать законопроект на заседании парламента содокладчик не собирается, сказал он «Ведомостям»: с момента, когда инициатива получила одобрение Путина, прошел почти год, жесткая критика только еще больше затянет принятие закона - министерство уйдет в глухую оборону, а закон должен быть принят и подписан президентом к 1 мая. Трапезников, по его словам, намерен внести поправку, ограничивающую максимальную сумму выходного пособия топ-менеджеров госкомпаний тремя зарплатами, как это предусмотрено для обычных россиян.

По словам человека, близкого к администрации президента, законопроект согласован и его вряд ли будут вновь существенно перерабатывать, а Исаев критиковал Минтруд из каких-то других соображений - не исключено, что это выпад депутатов, ориентирующихся на ФНПР (Исаев - первый заместитель председателя ФНПР Михаила Шмакова), против нынешнего руководства министерства. Еще в декабре несколько собеседников «Ведомостей», близких к правительству, руководству Госдумы и «Единой России», сообщали, что под министром Максимом Топилиным зашаталось кресло - ему ищут сменщика. Причем один из собеседников указывал, что на место Топилина прочат самого Исаева, который в конце прошлого года лишился ответственного поста замсекретаря генсовета «Единой России», отвечающего за идеологию.