Шесть лет за восемь булыжников

Прокуратура потребовала от пяти до шести лет колонии для восьмерых фигурантов «болотного дела». Снять с подсудимых обвинение за участие в беспорядках суд отказался

Суд по делу о массовых беспорядках на Болотной площади Москвы 6 мая 2012 г. вышел на финишную прямую: вчера в Замоскворецком суде с выступления гособвинения начались прения сторон. Прокурор Наталья Костюк заявила, что считает вину всех обвиняемых доказанной. По ее словам, собранные следствием фото- и видеодоказательства, показания свидетелей и потерпевших доказывают, что на Болотной площади произошли именно массовые беспорядки. «В течение двух часов мы наблюдали активные противоправные действия митингующих, в том числе повлекшие уничтожение имущества», - заявила Костюк. Отсутствие в событиях 6 мая части признаков массовых беспорядков не мешает квалифицировать их соответствующим образом, доказывала прокурор. Их общественная опасность заключается в том, что массовые беспорядки могли привести к жертвам, нарушить функционирование органов власти.

После амнистии части фигурантов дела на скамье подсудимых осталось восемь человек, они обвиняются не только в участии в массовых беспорядках (ст. 212 УК), но и в применении насилия в отношении представителей власти (ст. 318). Так, по версии обвинения, Степан Зимин виновен в умышленном применении насилия, так как «не менее трех раз бросил куски асфальтового покрытия в сотрудника полиции». Также у него дома нашли черную маску и дневник, в котором написано, что «к решительному моменту 6 мая мы шли с 5 декабря» (2011 г., первый митинг за честные выборы в сезоне 2011-2012 гг. - «Ведомости»). Александра Духанина швырнула в сторону полиции восемь кусков асфальта и одну бутылку. Сергей Кривов «грубо нарушал общественный порядок: толкнул полицейского, чтобы помешать задержанию другого лица», а Алексей Полихович сбросил руку полицейского с задержанного. Артем Савелов «хватал полицейского за кисти рук, форменное обмундирование, причиняя своими противоправными действиями физическую боль». Денис Луцкевич вырывал из рук омоновца шлем. Ярослав Белоусов ударил полицейского в плечо, а Андрей Барабанов - по туловищу.

По мнению обвинителя, исправление обвиняемых возможно только в тюрьме. Костюк запросила шесть лет лишения свободы для Духаниной и Кривова, пять - для Белоусова, остальным - по пять лет и шесть месяцев в колонии общего режима. Наказание рассчитано методом частичного сложения санкций по двум инкриминируемым статьям: до четырех лет - за массовые беспорядки и до трех - за применение насилия к полицейским (максимальный размер санкций по этим статьям - восемь и пять лет).

Адвокат Барабанова Светлана Сидоркина считает, что запрошенное прокуратурой наказание очень жесткое. Снять с подсудимых обвинения по ст. 212 суд отказался, решив, что их действия следует оценивать по совокупности всех нарушений, рассказала Сидоркина. Защита в принципе не согласна с квалификацией действий обвиняемых, не считая события массовыми беспорядками, подчеркивает адвокат. В 2012 г. к ответственности за насилие в отношении представителей власти привлекались 5453 человека, из них только 871 был приговорен к реальному лишению свободы, остальные получили условные сроки или оштрафованы. В том же году болельщики «Спартака», проходившие по делу о массовых беспорядках на Манежной площади, были приговорены к различным срокам наказания - от трех лет в колонии до двух лет условно.