Тема недели: Миф о конверсии


На этой неделе вышел новый эпизод мыльной оперы, разворачивающейся вокруг частот 2300-2400 МГц: Минобороны подняло вопрос об аннулировании разрешения на использование частот «Основы телеком», а премьер Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи и Минобороны подготовить согласованные предложения по разрешению ситуации.

Сериал об этом диапазоне продолжается c октября 2009 г., когда комиссия по модернизации под руководством того же Медведева (тогда - президента) одобрила проект развития в этом диапазоне сетей мобильного широкополосного доступа в интернет. Им сулили радужное будущее: к концу 2012 г. - 12 млн абонентов, а к концу 2015 г. - 17 млн. Спустя полгода часть этого диапазона в 40 регионах ожидаемо досталась компаниям «Связьинвеста»: они как раз готовились объединиться на базе «Ростелекома», который тогдашнее Минсвязи прочило в «национальные чемпионы». Но сначала оказалось, что частоты не совсем свободны: Минобороны, использующее их, не спешило согласовывать размещение базовых станций. А потом выяснилось, что отечественного оборудования, на котором по условиям конкурса должна быть построена сеть, не существует. Частоты «Ростелекома» до сих пор не используются.

Вокруг оставшихся частот развернулась подковерная борьба. Тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков написал письмо все тому же Медведеву с просьбой выдать частоты «Основе телеком» Виталия Юсуфова и «Воентелекома» (у оператора блокпакет; сам он принадлежит Минобороны). Медведев поручил Минкомсвязи обеспечить выдачу, и в сентябре 2011 г. компания получила частоты. Но сняли Сердюкова, арестовали руководителя «Воентелекома», новый министр обороны отказался от частот «Основы», а теперь вот военные хотят вернуть частоты себе.

Все потому, что государство ни в этом, ни в других диапазонах уже давно фактически не занимается конверсией частот. Частоты должны выставляться на конкурсы свободными от военного оборудования. Но вместо того чтобы расчищать частоты самостоятельно, регулятор придумывает нежизнеспособные схемы. Неудивительно: по данным Минкомсвязи, на конверсию спектра за 2006-2013 гг. было выделено всего 4,7 млрд руб. Это позволило решить задачи по запуску сетей стартовых мультиплексов цифрового телевещания, но не решило стратегических задач по эффективному использованию частот операторами, констатирует представитель Минкомсвязи.

Да, конверсия стоит дорого - называют оценки от 60 млрд до 200 млрд руб. Но игра стоит свеч: исследования показывают, что увеличение проникновения широкополосного интернета в стране на 10% дает прирост ВВП в 1,5% (в 2013 г. это составляло бы $50 млрд).