Косметический ремонт «Магнита»

«Магнит» больше не увеличивает сеть магазинов косметики и бытовой химии: за год «Магнит косметик» даже немного уменьшилась. Но улучшила операционные результаты
В этом году «Магнит косметик» может взять планку в 1000 магазинов/ magnit-info.ru

Сеть «Магнит косметик» по итогам 2013 г. насчитывает 686 магазинов, сообщила компания. Год назад их было 692. Компания в прошлом году закрыла больше магазинов формата дрогери (подробнее о формате - см. врез), чем открыла, подтвердил представитель компании, не назвав конкретных цифр. В первом полугодии ритейлер открыл восемь магазинов такого формата, еще один - в IV квартале, сообщал ранее «Магнит».

Планы по открытию дрогери на 2013 г. были гораздо масштабнее: в ноябре 2012 г. «Магнит» объявлял о намерении открыть 500 магазинов этого формата. Но уже в январе 2013 г. основатель и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий говорил только о 250 точках (потратить на них планировалось около $35 млн). «Что касается косметических магазинов, то, открывая их, мы думали, что рентабельность по EBITDA будет выше, чем у продуктовых. Мы этого не получили», - объяснял тогда Галицкий. «Мы повышаем сейчас стандарты <...> чтобы открываться только в тех местах, где рентабельность будет выше, чем в продовольственных магазинах. Поэтому темп у нас спал», - сказал он. Общая рентабельность по EBITDA «Магнита» в 2013 г. составила 11,16%, отдельно по формату дрогери этот показатель компания не раскрывает.

Несмотря на уменьшение числа точек, финансовые показатели «Магнит косметик» в 2013 г. значительно улучшились: выручка выросла вдвое до 11,8 млрд руб., сопоставимая выручка выросла на 14,6%, трафик - на 10,5%, средний чек (без НДС) - на 3,7%, говорится в сообщении компании. В 2013 г. «Магнит косметик» наконец стала эффективным форматом, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: с лета она стала прибыльной, а до этого момента была скорее инвестиционным проектом. «Мне бы не хотелось комментировать работу «Магнита», но считаю, что любой магазин, в том числе наш, должен настояться - многие точки с каждым годом увеличивают свои показатели», - говорил ранее «Ведомостям» совладелец «Санги стиль» (второй по величине игрок на рынке дрогери) Дмитрий Щербаков.

Сеть стала крупнейшим игроком на рынке дрогери, а новой команде удалось улучшить операционные показатели, говорит Бурмистров. По эффективности «Магнит» догнал «Санги стиль» - выручка с квадратного метра достигла примерно $2500, говорит Бурмистров, но указывает, что ритейлеру есть куда стремиться - например, у «Улыбки радуги», которая работает преимущественно в крупных городах, этот показатель достигает $6000. Основной задачей для «Магнит косметик» в 2014 г. станет не максимальное количество открытий, а тестирование эффективности формата при органическом росте, предупреждает Бурмистров.

В 2014 г. ритейлер планирует открыть 300-350 магазинов косметики, сообщил вчера Галицкий на телефонной конференции. «Мы по магазинам косметики сейчас в комфорте, нам нравится [рентабельность] EBITDA, которая сейчас превысила этот показатель у магазинов «у дома». Главная проблема - найти помещение, чтобы это соответствовало по площади и цене аренды нашим требованиям», - сказал он.

Бурмистров называет планы по открытию «консервативными». «Магнит косметик» может открывать до 1000 точек в год, но такие цифры позволят проверить, насколько устойчива при органическом росте бизнес-модель, которая формировалась в 2013 г., рассуждает он. Этот рынок очень фрагментирован, на десятку крупнейших игроков приходится не более 10% продаж, и уровень концентрации остается очень низким. Но обычно этот формат успешен в связке с продовольственной розницей, предупреждает Бурмистров. Если операционная эффективность формата сохранится и показатели рентабельности по EBITDA останутся на нынешнем уровне (сейчас она больше 12%, выше, чем в среднем по компании), то в следующие несколько лет «Магнит» представит очень амбициозную программу по открытию формата дрогери, а выручка к 2020 г. достигнет $2 млрд, прогнозирует Бурмистров.