«Мы не спонсоры, а делаем на Играх свою работу», - Стивен Уркхарт, президент Omega

Президент часовой компании Omega Стивен Уркхарт рассказывает о хронометраже соревнований и своих ожиданиях от Олимпийских игр в Сочи
Стивен Уркхарт, президент Omega/ Simon Dawson/ Bloomberg

Швейцарская часовая компания Omega - один из старейших партнеров Олимпийских игр: с незначительными перерывами Omega осуществляет хронометраж на Олимпиадах начиная с 1932 г. Под брендом Omega осуществляется не только хронометраж, но и фиксация вообще всех результатов соревнований на Играх. Президент Omega Стивен Уркхарт рассказывает, как это работает.

- Что спонсорство Олимпийских игр дает компании Omega?

- Это часть нашего наследия. Omega - это часть истории Олимпийских игр, а Олимпийские игры - это часть истории Omega. Конечно, уже нет прямой связи между спортивным хронометражем и часами Omega - сегодня используются совсем другие технологии. И тем не менее эта связь неразрывна - ведь в обоих случаях мы говорим о времени. Потому ошибочно ставить нас в один ряд с другими спонсорами Игр - McDonald's, Coca-Cola и проч. [Сотрудничество с МОК] дает нам великолепную возможность прийти в страну - хозяйку Игр и сделать для нее что-нибудь важное.

- Олимпийские игры имеют долгую традицию «чистых стадионов». Единственный бренд, который хорошо виден на стадионах, - это Omega. Как вам удалось этого добиться?

- (Смеется.) Не знаю - меня тогда еще не было [в компании]. Первые Олимпийские игры, первые послевоенные Игры действительно были «чистыми» в отношении рекламы. Затем, в 80-е гг., ситуация начала меняться - особенно это было заметно на зимних Играх. Но в 90-е в МОК вновь решили вернуться к практике «чистых стадионов». И когда [Swatch Group] присоединилась к Олимпийским играм, там уже были «чистые стадионы».

Но мы не спонсоры: мы поставляем оборудование для хронометража. (Есть еще один бренд, который виден на Олимпиадах, - Panasonic, который поставляет видеотабло, но на них надписи намного меньше.) Думаю, что это честная сделка. Никаких рекламных стендов мы не устанавливаем, но на соревнованиях, например, по легкой атлетике или плаванию - там, где победа зависит от скорости, - наши логотипы хорошо видны: мы же хронометристы.

- А вы не чувствуете ревности других брендов, которые спонсируют МОК, может быть, в большем объеме?

- Чувствуем. Но это не наша проблема, а МОК. (Смеется.) Повторюсь, мы не спонсоры, мы не рекламные площади покупаем, а делаем на Играх свою работу: там работают наши сотрудники, которые устанавливают и обслуживают наше оборудование для хронометража.

- Но, как я понимаю, этой работой занимается не Omega, а сотрудники другой компании, входящей в Swatch Group, - Swiss Timing.

- Да, Swiss Timing входит в группу и не является подразделением Omega, но 80% своей работы она делает для Omega - помимо Олимпийских игр это еще и легкоатлетические соревнования Diamond League, плавательные соревнования... То есть непосредственно технической работой по хронометражу мы не занимаемся, но олимпийская команда Omega находится в постоянном контакте со Swiss Timing - все вопросы мы решаем сообща. И эта работа преследует две цели: чтобы спортсменам было удобно (чтобы не было споров, кто как коснулся бортика бассейна, кто когда пересек финишную черту) и чтобы повысить зрелищность спорта для телезрителей (например, в яхтенном спорте или в лыжных гонках не просто замерять время, но показывать разрыв между спортсменами и проч.). Большим вызовом для нас в этом смысле станут Олимпиада-2016 в Рио и соревнования по гольфу - это важнейший вид спорта для нас, но тайминг в нем не является определяющим. Думаю, у Omega и ее технической команды здесь большое будущее.

- Сколько Omega инвестирует в разработки технологий хронометража по сравнению с вашими общими вложениями в R&D?

- Хронометраж - это другой порядок инвестиций, там все намного сложнее. Потому что во что инвестируем мы - в новые механизмы, новые материалы. Задачи, стоящие перед Swiss Timing, намного более комплексные. Представьте: 35 видов спорта, и мы не только осуществляем хронометраж, но и вообще замеряем все результаты. А результаты в фехтовании и керлинге, как понимаете, фиксируются совершенно по-разному.

- В 2008 г. на Олимпиаде в Пекине были споры о том, правильно ли сработало оборудование для хронометража в мужском заплыве на 100 м баттерфляем, победа в котором была присуждена не сербскому пловцу Милораду Чавичу, а американцу Майклу Фелпсу. Истина тогда была установлена при помощи высокоскоростных видеокамер. Вам пришлось понервничать в то время?

- Да нет, там все разрешилось довольно быстро. Но мне не нравилось, что СМИ начали писать неправду: американские писали одно, сербские - другое. Но ведь правила, по которым проводились соревнования, установили не мы, а Международная федерация плавания (ISF). Панель на бортике, которой касаются пловцы, сконструирована таким образом, что для того, чтобы касание было зафиксировано, необходимо приложить определенное усилие (чтобы панель не реагировала, например, на волну). Да, сербский парень коснулся панели на наносекунду раньше Фелпса, но его касание было недостаточно сильным. Но так эта техника работает - и все спортсмены об этом знали.

- Другие споры и скандалы, связанные с замерами результатов соревнований на Олимпиадах, можете вспомнить?

- (Улыбается.) Проблемы [с измерением результатов соревнований], которые были на Олимпийских играх, возникали в то время, когда Omega на них еще не работала.

- Omega выпустила три модели часов к Олимпийским играм в Сочи, но олимпийская символика размещена у них только на задних крышках. Почему? Ведь к играм в Пекине, например, вы очень оригинально разместили олимпийские кольца на стрелках часов.

- В этот раз мы решили обыграть цвета российского флага, использовав белый, синий и красный на циферблатах часов. Потому что, честно говоря, далеко не все хотят видеть олимпийскую символику на циферблате. Это же не сувенирные часы за $50, а серьезный продукт.

- Вы сами на Игры в Сочи собираетесь - сколько планируете там провести?

- Я планирую быть там все время - у нас большая программа. Честно говоря, я даже удивлен, насколько большой интерес у глобальных партнеров [Omega] к Сочи. Это уникальное место, и там пройдет замечательное мероприятие.