Москва ответит за оккупацию

Парламент Латвии еще не ввел уголовное наказание за отрицание советской оккупации, но Госдума уже грозит ответными мерами
РИА Новости

Возможно, и нам следует задуматься о том, чтобы принять законодательство, которое будет защищать нашу историю и нашу точку зрения на исторические события, поскольку желающих исказить их есть очень много и за рубежом, и, к сожалению, внутри самой России», - предложил вчера в Госдуме председатель комитета по международным делам Алексей Пушков (цитата по «Интерфаксу»). Предложение появилось у Пушкова после того, как юридический комитет парламента Латвии во вторник поддержал принятие поправок в уголовный кодекс, которые предусматривают трехлетнее заключение за публичное отрицание, оправдание и прославление советской и германской оккупации Латвии.

Упоминание в законе нацистской оккупации, по мнению Пушкова, делается лишь для того, чтобы он не был вызывающе возмутительным. «На самом деле его острие направленно против нашей страны, - уверен Пушков. - Иначе, если следовать букве этого закона, латвийским властям пришлось бы запретить марши бывших членов дивизии Ваффен СС, которые ежегодно 16 марта проходят в Риге». Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил отозвать в Москву посла России в Латвии Александра Вешнякова для консультации и принятия мер для предотвращения принятия сеймом закона.

Поправки были получены в прошлом году из Минюста, в этом году их рассмотрели, предложенную редакцию отклонили, а полученный переработанный вариант может быть принят, рассказал «Ведомостям» депутат фракции «Единство» Андрей Юдин. В частности, депутаты снизили срок возможного наказания с пяти до трех лет. «Есть вопросы, по которым нужна определенность: были ли мы присоединены в результате агрессии, оккупировали ли нас немцы. Заботясь о госбезопасности, мы не должны подвергать сомнению факт оккупации Латвии, агрессия в отношении страны применялась несколько раз», - объясняет необходимость принятия поправок Юдин. Депутат обращает внимание на то, что ученые смогут продолжать работать над этими темами, а граждане обсуждать их непублично, ответственность будет наступать только за публичные голословные высказывания.

Введение наказание - совершенно тоталитарная мера, с чисто исторической точки зрения остается большим вопросом, было ли это оккупацией, не согласен Владимир Линдерман, председатель латвийской непарламентской партии «За родной язык».

Голосование в парламенте назначено на 20 февраля. Юдин и Линдерман говорят, что с высокой долей вероятности поправки будут утверждены.

Санкции со стороны России Юдин считает возможными, хотя и указывает, что Россию депутаты не упоминали: «Мы говорим об агрессии СССР и нацистской Германии, но если в Германии смогли оценить свою историю и мы спокойно с ними говорим о преступлениях нацизма, то с россиянами говорить о преступлениях сталинизма невозможно». Потенциальное экономическое давление со стороны России Юдин считает неадекватным ответом. Особенно хороших отношений между Россией и Латвией нет и сейчас, констатирует Линдерман, а сторонники поправок намеренно хотят их еще больше испортить, так как не теряют надежду получить компенсационные выплаты за оккупацию.

Элементы торговой войны возможны, говорит эксперт МГИМО Леонид Гусев, однако сотрудничество России и Латвии неизбежно, так как она является частью Европейского союза.