Вагонам разрешат стареть

Железнодорожные операторы смогут продлевать срок службы старых вагонов. Выиграют крупнейшие операторы

Очень медленно принимаются решения об обновлении вагонного парка, и старые вагоны, хоть их и ремонтируют, забивают пути и создают определенные технологические проблемы», - огорчался президент Владимир Путин во время декабрьской пресс-конференции. Но, похоже, правительство готово дать старым вагонам отсрочку.

Минтранс до 24 февраля должен разработать концепцию продления срока службы вагоны, говорится в протоколе совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича от 24 января (копия есть у «Ведомостей»). В документе сказано, что продление будет осуществляться «в рамках процедуры модернизации». Представитель Минтранса заявил, что концепция в стадии проработки и в установленные сроки она будет представлена в правительство, отказавшись комментировать ее суть.

Новый документ о продлении сроков службы вагонов будет учитывать требования Технического регламента Таможенного союза (вступит в силу летом), рассказывают два участника совещания у вице-премьера. Документ разрешает собственникам вагонов продлевать их срок службы в рамках модернизации. Сколько раз можно модернизировать вагон, в документе не сказано. Любой вагон, претендующий на продление срока службы, должен получить специальный сертификат - на пять лет, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Такой документ будут выдавать аккредитованные Минтрансом ремонтные организации, но сколько раз их можно будет получить - пока непонятно: возможно, ограничения срока появятся, говорит он.

Из-за неопределенности со сроками железнодорожные операторы не модернизируют вагоны, рассказывали «Ведомостям» два руководителя крупных компаний. Сейчас разрешено продлевать срок службы вагона только на год. От представителей крупнейших операторов (Первой грузовой компании, «Трансойла», «Русагротранса») и вагоностроителей (УВЗ, ТВСЗ) получить комментарии не удалось.

По данным РЖД, из 1,2 млн вагонов 300 000 имеют истекший срок службы. До 2020 г. истечет срок службы 370 000 вагонов, следует из материалов монополии. Сейчас средний возраст грузовых вагонов - 15 лет, говорит гендиректор агентства «Infoline-aналитика» Михаил Бурмистров. Разрешение модернизировать вагон, по его словам, на руку Первой грузовой компании Владимира Лисина, «дочке» РЖД - Федеральной грузовой компании, «Русагротрансу», «Нефтетранссервису» - у них самый старый парк.

Дискуссия о продлении срока службы грузовых вагонов ведется с начала прошлого года. Поводом стали многочисленные сходы вагонов с рельсов. Минпромторг выступал за полный запрет продления. Но это не устроило железнодорожных операторов. В мае Минтранс разработал проект нового положения о продлении сроков службы вагонов: транспортное ведомство предлагало ограничить службу вагона половиной срока, установленного изготовителем. Сейчас средний срок службы полувагона - 20 лет, цистерны - 30 лет. Затем Минтранс предлагал мно­гократно продлевать срок службы грузового подвижного состава. О том, что операторам нужно разрешить продлевать срок службы вагонов, писал и президент РЖД Владимир Якунин в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву 22 января. По его словам, ограничение продления срока службы вагонов «влечет за собой ряд серьезных проблем» для операторов и РЖД.