Вилли Богнер: «Олимпийские игры - это главное фэшн-шоу в мире», - Вилли Богнер, председатель правления Willy Bogner GmbH

Вилли Богнер рассказывает, почему компания Bogner сделала для немецких олимпийцев радужную форму, что общего у спорта и модного бизнеса и каковы перспективы Сочи как горнолыжного курорта
Вилли Богнер в форме сборной команды Тонга на фоне манекенов в экипировке олимпийской команды Германии/ Willy Bogner GMBH

Вилли Богнер, владелец престижной модной марки Bogner, внес непосредственный вклад в проведение Олимпийских игр в Сочи: профессиональный горнолыжник и кинооператор, Богнер снимал в 2007 г. ролик для олимпийской заявки Сочи-2014. Сочи выиграл, и семь лет спустя Богнер вернулся в новую олимпийскую столицу участником Игр - как поставщик формы для олимпийской сборной Германии.

1968

основал компанию по производству фильмов Willy Bogner Film. Спродюсировал около 40 фильмов, в большинстве из которых он был сценаристом, режиссером и оператором

1977

после смерти отца унаследовал и возглавил компанию Willy Bogner GmbH

Willy Bogner GmbH

производитель одежды для спорта и активного отдыха. Акционеры - семья Богнер. оборот за 2012 г.: 232,8 млн - оборот торговых марок (включая лицензии), 179,9 млн - оборот концерна В 2013 г. открыто 17 новых франчайзинговых магазинов Bogner. в настоящий момент сеть Bogner насчитывает 81 магазин в 35 странах, в том числе 18 собственных магазинов, 52 франчайзинговых и 11 торговых точек.

Впрочем, Богнеру доводилось и соревноваться на Олимпийских играх - в 1960 и в 1964 гг., а его отец Вилли Богнер-старший, многократный чемпион Германии по горным лыжам, не просто соревновался, но и произносил олимпийскую клятву от имени всех спортсменов на Играх 1936 г. в Гармиш-Партенкирхене. Так что словосочетание «олимпийский дух» - его Богнер-младший будет часто употреблять в ходе интервью «Ведомостям» - для этой семьи не простой звук.

Закончив карьеру спортсмена, Богнер-старший основал компанию Willy Bogner, которая стала производить одежду для зимних видов спорта и отдыха и быстро выдвинулась в число самых модных зимних брендов. Со временем руководство компанией от отца принял его сын, Вилли Богнер-младший, который к тому времени уже стал профессиональным кинооператором и владельцем продюсерской компании, специализирующейся на съемках горнолыжных фильмов. «Мы должны продавать этот захватывающий вид спорта, как и товары: если людям не нравится кататься на лыжах, они не выходят на улицу и не покупают одежду», - объяснял Богнер в интервью «Ведомостям» в 2011 г.

Новое интервью с Богнером состоялось уже в олимпийском Сочи - точнее, в его горном кластере, Красной Поляне. Вечер в честь Вилли Богнера, организованный в Олимпийском доме сборной Германии, через несколько часов превратился в вечер сборной... Тонга. Дело в том, что на Играх в Сочи компания Богнера экипировала не только сборную Германии, но и команду тропического королевства, командировавшего в Сочи единственного спортсмена - саночника. И эта команда также стала полноправной участницей вечера в Доме Германии.

Все началось с того, что наследный принц Тонга решил научиться кататься на горных лыжах. Женатый на генконсуле королевства в Австралии немецкий друг Богнера (и по совместительству представитель марки Bogner в регионе) повез принца учиться кататься на лыжах в Новую Зеландию. Принц вышел на склон в кашемировом пиджаке и шляпе Borsalino. «Нет, так кататься не получится, - сказал немец, - едем вниз, купим вам Bogner, потом начнем учиться».

Несколько лет спустя принц пригласит новых немецких друзей на свою коронацию, и там Богнер узнает, что молодой подданный королевства по имени Бруно Банани мечтает стать... спортсменом-саночником. В 2009 г. его привезут в Германию, знаменитую своими традициями санного спорта, - тогда Банани впервые увидит снег, - а еще пять лет спустя он выйдет на олимпийскую трассу Сочи.

Случай анекдотический, а контракт микроскопический - зато сколько шума и внимания к марке Bogner. И в этом весь Богнер, проводящий параллели между миром спорта и миром моды: «Разумный риск позволяет тебе опередить соперников и конкурентов, а тот, кто не рискует, никогда не выигрывает».

В олимпийских соревнованиях саночников-одиночников Банани занял 32-е место среди 39 участников, обогнав, среди прочих, спортсменов из Норвегии и Болгарии. И в тот вечер в Доме Германии, принявшем за время сочинской Олимпиады с десяток новых чемпионов, Банани рукоплескали не меньше, чем олимпионикам. А Вилли Богнер получал свою порцию славы и успеха - все они были в его одежде.

- В 2007 г. вы снимали фильм для олимпийской заявки Сочи. Насколько сегодня ваши ощущения от этого места отличаются от тех, что вы испытали семь лет назад?

- (Смеется.) Честно скажу: когда я семь лет назад снимал тут фильм для олимпийской заявки Сочи, то и представить себе не мог, что здесь появится и как замечательно все пройдет. Когда я впервые тут оказался, это напомнило мне баварскую деревню 50 лет назад. А сегодня это первоклассный горнолыжный курорт. Нам, чтобы сделать такое, потребовалось бы 50 лет. Вы сделали это за семь! Объем работ - выполненных на мировом уровне - поражает. Думаю, что это прекрасные Олимпийские игры, с прекрасным олимпийским духом.

- Фильм вам предложил снять Дмитрий Чернышенко, тогда руководитель заявочного комитета «Сочи-2014». Кто кого нашел?

- Он приехал ко мне, так как слышал, что я специалист по съемке горнолыжных фильмов. Мне рассказали и показали, что такое Сочи, потом я приехал сюда и понял, что место фантастическое.

- А до встречи с Чернышенко вы о Сочи слышали?

- (Улыбается.) Мы не очень хорошо образованны. Я не знал, что такое Сочи и где находится. Как любой средний немец, я считал, что на побережье Черного моря есть морские курорты, и не знал, что горы тут так близко, что тут отличное катание. Думаю [что Олимпийские игры] - это прекрасная возможность для того, чтобы мир запомнил, что на горнолыжной карте есть Сочи.

Чем похожи мода и спорт

- Подготовка к Играм в Сочи проходила нервно, многие события и новости трактовались неоднозначно. Подлила масла в огонь и сделанная вашей компанией для олимпийской сборной Германии пятицветная форма. Некоторыми она была воспринята как ответ на российский закон о запрете гей-пропаганды, принятый в июне 2013 г. Или как минимум как провокация, способствующая росту популярности марки Bogner. Позвольте узнать из первых уст, что это было: провокация, протест, случайное совпадение?

- (Улыбается.) Олимпийское движение настолько популярно, что каждый считает себя вправе высказываться по этому поводу. Для Олимпийских игр как спортивного соревнования это проблема - им необходимо сохранить свою спортивную идентичность. С другой стороны, Игры уже давно много больше, чем спорт. Они для всех. И многие пытаются так или иначе стать частью Игр, частью их медиауспеха - пусть даже и с негативными оценками. Это объяснимо. Тем не менее я очень оптимистичен в отношении Игр, даже несмотря на проскакивающие негативные оценки, - это по-прежнему самое популярное медиасобытие в мире. И я счастлив быть его частью.

- И все-таки, когда вы утвердили дизайн сочинской униформы для сборной ФРГ - до принятия российского закона или после?

- Процесс создания формы начался три года назад. Экипировка для сочинской Олимпиады стала уже 19-й по счету, которую мы делаем для олимпийской команды Германии. Наши дизайнеры приехали сюда, чтобы ознакомиться с будущей столицей Игр на месте и получить вдохновение. Результатом стала форма, которая отразила цвета Сочи: моря, пальм, песка, солнца и снега... Никаких других коннотаций у этих цветов нет, все это попросту спекуляции. На эмблеме сочинской формы, как видите, у нас изображены пальма и медведь - символ России. Это такие маленькие нюансы, которые мы пытаемся придумать к униформе каждых Игр.

- И каково это - придумывать форму уже в 19-й раз? Где вы черпаете новые идеи?

- Мода - это как спорт: постоянное развитие, постоянное совершенствование. С каждым разом мы становимся еще чуть смелее, чуть рисковее. Это опять-таки как в спорте: разумный риск позволяет тебе опередить соперников и конкурентов, а тот, кто не рискует, никогда не выигрывает. В моде, как и в спорте, полно критиков - все считают, что разбираются в предмете, не важно, являются ли они в действительности экспертами или нет. Но мы так работаем уже много-много лет. И счастливы от того, что наша форма нравится нашим спортсменам - нашей целевой аудитории, - а также болельщикам.

- Кстати, форма, которую вы продаете болельщикам, та же самая, что у спортсменов-олимпийцев?

- На 100% та же самая - за исключением эмблемы национальной команды.

Олимпийский дух и бизнес

- В 2012 г. компания Willy Bogner впервые в своей истории стала поставщиком олимпийской команды Германии на летних Играх. Зачем?

- До того момента мы не участвовали в тендерах на поставку одежды для летних Игр, потому что не видели смысла в этом - мы же в первую очередь поставщик зимней одежды. И есть большие компании, играющие на «летнем» поле. Но летние Игры гораздо шире зимних по охвату, и в Олимпиаде-2012 мы решили поучаствовать, представив смелую и яркую униформу. Пиджаки для мужчин были голубыми, для женщин - розовыми; но они были двусторонними - другая сторона была темно-синей, т. е. они могли быть использованы и как формальная одежда. Форма была принята очень хорошо - думаю, у нас хорошие шансы выиграть тендер и на следующих Олимпийских играх.

- Кто кому платит - НОК Германии вам за поставленную форму или вы платите за возможность нарядить немецких олимпийцев в свою одежду?

- Это партнерство, но это и наша крупнейшая инвестиция.

- То есть вы выступаете спонсором олимпийской команды ФРГ, поставляя ей форму?

- Да, но часть денег нам возвращает правительство. Часть, но не все.

- И тем не менее с точки зрения бизнеса быть поставщиком национальных олимпийских команд выгодно?

- Вы знаете, что мы в Bogner очень хорошо понимаем олимпийский дух: и мой отец, и я выступали на Олимпиадах. С другой стороны, Игры являются главным медиасобытием в мире. Более того, для меня Олимпийские игры - это главное фэшн-шоу в мире, которое смотрят почти 2 млрд человек и выносят свои оценки [что красиво, а что нет]. То есть для нас Игры - это прекрасная возможность представить нашу продукцию людям, представить в атмосфере, органичной частью которой мы являемся.

- На Играх в Сочи компания Bogner была поставщиком униформы не только для немецких атлетов, но и для команды Королевства Тонга. Представители тропического архипелага на зимних Играх - это очень экзотично...

- А вот в этом как раз величие олимпийской семьи, олимпийского духа, когда даже такая страна, как Тонга, - где снега никогда не видели - может отправить своего атлета на зимние Игры. Ему понадобилось четыре года подготовки, чтобы пройти олимпийскую квалификацию и получить возможность приехать в Сочи. То, что спортсмен из тропиков соревнуется на зимних Играх со спортсменами из снежных стран, уже само по себе достижение!

- Как сложился этот контакт и контракт?

- Мой друг Гюнтер Рёдлер женат на Луизе Уотерхаус, генеральном консуле Королевства Тонга в Австралии. Гюнтер, переехавший в Австралию из Германии, стал представителем Bogner в Австралии и Новой Зеландии и, кроме того, учил кататься на горных лыжах наследного принца Тонга. Принц стал не просто клиентом Bogner, а нашим другом. И когда пришло его время взойти на престол, он пригласил нас на церемонию коронации. Там нам рассказали, что у Тонга есть атлет, который мечтает выступить на Олимпийских играх в Сочи. И вот он здесь!

Это еще одно поразительное свойство Олимпийских игр, которые превращают дружеские контакты в спортивные, в политические - и наоборот. Атмосфера на Олимпийских играх потрясающая: вы чувствуете это как журналист, как болельщик, а представьте, что чувствует молодой атлет, приехавший на Игры и оказавшийся на таких стадионах, перед такими болельщиками! Я испытываю глубокое чувство уважения к МОК, к оргкомитетам за то, что они от Игр к Играм не просто воспроизводят эту атмосферу - с каждым разом она становится все лучше и лучше. Это восхищает!

Джеймс Бонд, мода и критики

- Вы были оператором горнолыжных сцен в четырех фильмах про Джеймса Бонда, ваша компания одевала суперагента. В мероприятиях, посвященных 50-летию бондианы, вас пригласили участвовать?

- Да. Приятно было видеть на выставке, посвященной истории Джеймса Бонда, наши одежды. Когда вы видите Бонда в горнолыжном костюме с литерой B на молнии, это можно прочесть как Bond, но можно и как Bogner (смеется). Как оператор, я был счастлив снимать четыре фильма про Бонда, это научило меня многому в кинематографе, и я до сих пор пользуюсь этим знанием. А Роджер Мур и его команда до сих пор наши хорошие друзья: когда вы работаете вместе на четырех фильмах в течение 15 лет, это создает определенные отношения.

- Поучаствовать в продолжении бондианы вам не предлагают?

- Теперь в этих фильмах превалируют спецэффекты: на компьютере можно сделать гораздо больше, чем вживую. Бедные дети - они смотрят на экран и думают, что все это по-настоящему. Я испытываю чувство легкой досады от того, что реального Джеймса Бонда заменил компьютерный. Но таково наше время: технологии занимают в нем все больше места и у детей уже другое видение, отличное от моего.

- Униформу сборной Германии на Играх-2014 (а также российскую, американскую) многие СМИ критиковали, особенно британские. С другой стороны, синий горнолыжный костюм Bogner, который носил Джордж Лейзенби в фильме «На секретной службе Ее Величества», вошел в топ-10 лучших нарядов Джеймса Бонда за всю историю бондианы. Что вы чувствуете в такие моменты?

- Когда ты выходишь на такую большую сцену, тебя все видят и все высказывают свое мнение. Это вопрос личного вкуса: кому-то нравятся цвета, фасон, кому-то нет. Но мы уже очень давно в этом бизнесе, чтобы нас нервировала критика.

- Что вы вообще думаете о модных критиках? Читаете глянцевые журналы, следите за их оценками?

- Конечно, следим. Но мы также знаем и цифры наших продаж, реакцию наших покупателей, осознаем уникальность нашего бренда, сочетающего в себе спортивность и люкс - а это два современных мегатренда.

Поэтому я очень оптимистичен в отношении нашего бренда, в том числе и лицензионных продуктов под маркой Bogner. Лицензионный бизнес по большинству направлений развивается неплохо, но вот, например, в косметике все могло бы быть намного лучше - это огромный рынок. Тем более учитывая, что мы на стыке люкса и спорта и очень сильны в фэшн-фотографии. То же касается предметов интерьера - это мог бы быть интересный лицензионный продукт. Или наручные часы. Мы делали часы с немецкой компанией Junghans, но у партнера возникли внутренние проблемы. А для такого рода сотрудничества вам нужен партнер соответствующего вам уровня.

- Кстати, почему Bogner в своих рекламных кампаниях не использует звезд?

- Наши звезды - это наши спортсмены. Мы счастливы от того, что спортсмены покупают нашу экипировку и нам не приходится покупать их (смеется). И не только спортсмены - Bogner носят все: от Мадонны до господина Путина и папы. Мы довольны тем балансом спонсорства и рекламы, что есть у нас. Конечно, всегда можно делать больше, но мы считаем, что для компании среднего размера, каковой мы являемся, у нас правильный баланс и большие перспективы.

- Насколько хорош был прошедший год для компании Willy Bogner?

- Год был очень успешным. 2010 год был лучшим в истории нашей компании, 2013 год - второй после него. Вы знаете, что Россия стала очень важным рынком для нас: несколько лет назад она обогнала США и по-прежнему остается на второй позиции по объему продаж, уступая только Германии.

- В России вы по-прежнему работаете с разными партнерами в разных городах, свою дистрибуторскую компанию создавать не планируете?

- Мы думаем о том, стоит ли нам менять структуру импорта в России. В любом случае мы настроены очень оптимистично в отношении российского рынка. Очень приятно находиться здесь, в Сочи, и видеть, сколько русских носят и любят Bogner.

- Бутики в Сочи у Bogner уже есть?

- Да, один в самом Сочи и два наверху, в Красной Поляне. Бизнес идет очень хорошо!

- В Китае тоже строят горнолыжные курорты. Видите большие перспективы для Bogner там?

- Конечно! Мы видим, что много китайцев приезжают кататься на европейские горнолыжные курорты, что им нравится наш бренд. Ситуация будет развиваться по тому же пути, что и с модной одеждой: по мере того как у людей будет появляться больше денег, по мере того как они станут все больше путешествовать, перед ними встанет вопрос, какие бренды им носить. Для ведущих модных брендов Китай уже стал важнейшим рынком. И когда зимние виды спорта наберут популярность в Китае, мы уже будем там.

Сочи, Красная Поляна