Умники не терпят микроменеджмента

Любой руководитель хочет работать с умными подчиненными. Но как быть начальнику, который чувствует себя не таким умным, как его сотрудники?
Д.Гришкин/ Ведомости

Главная проблема в том, что умные люди не хотят, чтобы ими руководили. Они желают, чтобы их оставили в покое и дали заниматься тем, что им интересно», - говорит Гарет Джонс, приглашенный профессор бизнес-школы IE в Мадриде и соавтор книги Clever: Leading Your Smartest, Most Creative People («Умные: как управлять вашими самыми толковыми и креативными сотрудниками»). Тем не менее, считает он, под умелым руководством яркие личности расцветают и работают более продуктивно. «Таков уж парадокс!» - восклицает Джонс.

Для начала надо понять, чего хотят ваши умники и умницы. «Чаще всего они жаждут профессионального признания и мечтают, чтобы им давали спокойно, без помех заниматься их работой. Они любят трудности и принимают любой вызов. Им нравится решать проблемы. И еще они получают удовольствие от знакомства и общения с похожими на себя людьми. При этом они не терпят приказов и вмешательства по мелочам в свою работу, они не переносят микроменеджмента.

«Если вы хотите успешно управлять умными людьми, то должны вести себя скромно, не выказывая особых притязаний», - говорит Джонс. Главная же хитрость заключается в том, что надо апеллировать к тому, что их больше всего вдохновляет. Талантливых сотрудников надо постоянно мотивировать и наглядно показывать им результаты их усилий.

Тем не менее, предоставляя умным подчиненным полную свободу действий, вы не должны забывать, что блестящий интеллект - это еще не все. Люди с высоким интеллектуальным коэффициентом не всегда обладают равнозначно высоким коэффициентом эмоционального интеллекта и хорошо развитыми навыками межличностного общения.

Алан Редман, бизнес-психолог из Criterion Partnership, говорит, что не надо бояться предоставлять ярким и незаурядным людям обратную связь. «Такие работники как раз нуждаются в руководителе, который помогает им справиться с их недостатками, а иногда даже служит посредником между ними и клиентами», - объясняет он.

Управленцы часто боятся, что более умные подчиненные будут их недооценивать. Но этот страх зиждется обычно на нездоровой игре воображения. Конечно, бывает, что яркие и талантливые работники подвергают сомнению приказы начальства, но они редко вступают в конфронтацию. Ведь никто не хочет потерять работу. Более того, интеллектуально развитые сотрудники часто не слишком амбициозны: глядя на них, можно подумать, что они уже разгадали правила корпоративных игр и не хотят в них играть. Редман говорит: «В высокотехнологических компаниях трудно бывает найти людей, которые мечтали бы руководить. Все хотят быть техническими специалистами».

Возможно, по этой же причине очень умные работники не всегда лояльны к корпорации. Они чаще считают себя частью профессионального круга, а не частью организации. Для того чтобы их удержать в компании, надо тратить дополнительные усилия.

Но как бы тяжело вам ни было справляться с умными работниками, лучше иметь интеллектуально развитый персонал, чем какой-то другой. Такие сотрудники схватывают все на лету, редко считают работу по-настоящему тяжелой и быстро берут инициативу в свои руки.

Роль управленца в данном случае в том, чтобы исподволь, но умело направлять энергию подчиненных в нужное русло.

Только не ждите, что вас похвалят за ваши усилия, предупреждает Джонс. «Если вы сделаете все правильно, то лучшее, что они о вас скажут, - это что вы не мешали им работать», - улыбается эксперт.