Цифра недели: 50%


Теплая весна позволяет «Газпрому» и Европейской комиссии (ЕК) отважно грозить друг другу серьезными последствиями из-за украинского кризиса. Предправления «Газпрома» Алексей Миллер пугал Европу возвратом к зиме 2009 г., когда из-за долгов «Нафтогаза» российская компания прекратила поставки сырья на Украину, а затем и транзит дальше на континент. ЕК в ответ не вывела, как собиралась, газопровод Opal (ответвление от «Северного потока», проложен по территории Германии) из-под действия Третьего энергопакета. Это решение позволило бы повысить мощность трубы с нынешних 50% до 100%, как этого давно добивается «Газпром». Но теперь решение вопроса перенесено на неопределенный срок. Между тем на Opal приходится львиная доля мощности всего «Северного потока» - 36 млрд куб. м в год из общих 55 млрд.

Затягиваются и переговоры о «Южном потоке». ЕК настаивает на том, чтобы «Газпром» поставлял в проектируемую трубу не более 50%, отдавая остальной объем сторонним поставщикам. «Газпром» резко против.

Со стороны кажется, что все пропало. «Газпром» вот-вот оставит без газа Европу, а та в ответ заморозит его дорогие проекты. Но такие заявления давно уже перестали быть угрозами, превратившись в элемент политического торга. ЕК ставит палки в колеса «Газпрому», Украина не платит за газ, а «Газпром» всякий раз поднимает шум по этому поводу. Только в прошлом году «Газпром» выставлял Украине многомиллиардный штраф за недобор газа, обещал лишить «Нафтогаз» новых кредитов и грозил перейти на предоплату. И ничего не произошло. Напротив, политические договоренности Владимира Путина и Виктора Януковича принесли Украине большую скидку на газ и новые кредиты.

Янукович нынче выступает в Ростове-на-Дону, новая власть в Киеве расплатиться с «Газпромом» не смогла, «Нафтогаз» остается должен почти $2 млрд. Миллер уже пообещал с апреля лишить «Нафтогаз» скидки на газ, увеличив цену в 1,5 раза. Но и в этом больше бизнеса, чем политики. Украинский долг - это около 10% инвестпрограммы «Газпрома» на 2014 г. И Миллеру, похоже, все равно, кто его оплатит - Россия за счет нового кредита или ЕК, которая обещала помочь Украине. Арсенал угроз в ее адрес исчерпан, да и денег у страны нет, поэтому остается взывать только к Европе, подталкивая ее заплатить за «Нафтогаз». Если это сработает и долг будет выплачен, скидка может сохраниться.

Но даже если ситуация зайдет в тупик, поставки газа на Украину прекратятся и транзит окажется под угрозой, кризис вряд ли будет долгосрочным. А на период переговоров теплая весна и заполненные наполовину подземные хранилища газа не позволят Европе остаться без сырья. Если же ситуация обострится и рядовым европейцам станет не хватать газа, то нет никаких сомнений в том, что ЕК будет вынуждена разрешить «Газпрому» использовать весь Opal. Так уже было зимой прошлого года. А пока Европа пытается оказывать поддержку украинским властям, которые не раз называли «Северный поток» и «Южный поток» угрозой для себя и требовали от ЕК защиты. Но реальной возможности повлиять на «Южный поток» у ЕК тоже нет. Ведь проект реализуется на основании двусторонних договоренностей с правительствами стран - транзитеров газа.