Первый клиент национальной платежной системы - бюджет

Депутаты Госдумы предлагают перевести в национальную платежную систему зарплаты бюджетников. Это может окупить проект за год
Bloomberg

В пятницу Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О национальной платежной системе» (НПС). Они запрещают операторам системы или ее инфраструктуры, а также расчетным центрам в одностороннем порядке отказываться от перевода средств. Исключение - нарушение правил платежной системы или требования российских законов. Для «обеспечения бесперебойности осуществления переводов» в России поправки предлагают запретить размещение операционных и платежных клиринговых центров за рубежом. Эти поправки были подготовлены в конце марта, когда Visa и MasterСard заблокировали расчеты по картам банка «Россия», Собинбанка и «СМП банка» (разблокирован через два дня).

Ко второму чтению в проект могут быть внесены поправки, создающие финансовую основу для НПС и вводящие жесткую ответственность для международных платежных систем.

По словам зампреда комитета по финансовому рынку Госдумы и одного из соавторов поправок - Владислава Резника, комитет поддержит поправку, по которой все государственные платежи (пенсии, стипендии, пособия, зарплаты бюджетникам) должны проводиться через НПС. С правительством ее пока не согласовывали, замечает он: «Но, по ощущениям, противников нет». Он не исключил, что речь может идти также о сотрудниках госкомпаний.

Он не исключил, что речь может идти также о сотрудниках госкомпаний. По его словам, тариф системы за проводки пока не обсуждался: «Но нужно обсдить его регулирование по аналогии с тарифами естественных монополий». Закон будет принят до конца апреля, добавляет Резник.

«Не только государственные, но и другие платежи, в том числе с картами Visa и MasterСard, должны проходить через эту систему. Такой опыт в мире есть», - говорит замминистра финансов Алексей Моисеев. Но это не значит, что зарплаты бюджетников должны обязательно идти на российский пластик, замечает он: к той же УЭК есть достаточно вопросов. Важно создать российскую систему, с которой свободно смогут работать иностранные партнеры, считает Моисеев.

Расходы региональных бюджетов на оплату труда в 2013 г. составили около 2,2 трлн руб., еще примерно 2 трлн руб. приходится на выплаты федеральным бюджетникам, оценил аналитик Standard & Poor's Карен Вартапетов. Комиссия международных платежных систем - около 0,1%, т. е. с 4 трлн руб. можно получить 4 млрд руб. выручки, говорит банкир, работающий с Visa и MasterСard. По оценкам двух банкиров, инвестиции в расчетный центр НПС начинаются от 3 млрд руб. и их можно вернуть за год.

Другая поправка, которую комитет планирует доработать ко второму чтению, предусматривает для операторов платежных систем санкции за необоснованное прекращение обслуживания банка. Председатель комитета Наталья Бурыкина объяснила это тем, что в случае отказа обслуживать карты граждане не смогут расплачиваться ими за границей (цитата по «Прайму»). Бурыкина и еще несколько членов комитета предлагают сделать штраф оборотным. Резник предложил исходить из объема транзакций за неделю или 10 рабочих дней. Этот штраф должен быть разорительным - например, оборот одного дня по всей России, говорит Резник. Сама идея штрафа возражений не вызывает, размер будет обсужаться, добавляет он. Моисеев поддерживает предложение о введении очень крупных штрафов за остановку расчетов в случаях, когда нет решения регуляторов или нарушения правил самой системы.

В 2013 г. годовой оборот платежных систем в России - около $1 трлн, говорит бывший сотрудник Visa, из них около 60% приходится на Visa. При комиссии в 0,1% Visa могла бы заработать $600 млн в год, а штраф в размере оборота за один день составляет $1,64 млрд.

В ЦБ пока не видели этих предложений, говорит представитель регулятора. Представители Visa и MasterСard не комментировали предложения депутатов.

Пока не решено, по какой модели будет создана новая система, замечает Резник. Вероятны две модели, рассказывает он. Первая, изложенная в отзыве ЦБ на законопроект, предполагает создание системы под контролем регулятора. Но сроки слишком длинные - до июля 2015 г., замечает Резник. Другой вариант - это выделение из УЭК системы ПРО100 и создание НПС на ее базе. При таком варианте систему можно запустить уже этим летом, считает Резник: но прежде должны либо договориться банки, либо государство должно принять политическое решение, что они так работают.