Нефтяники вытянут РЖД из убытка

Президент РЖД Владимир Якунин заявил, что монополия в I квартале получила «впервые в своей истории» убыток в 16 млрд руб. Компенсировать потери компания может за счет нефтяников
В том, что РЖД терпит убытки, президент компании Владимир Якунин винит нефтяников/ М. Стулов/ Ведомости

Первый квартал текущего года компания впервые за всю историю своего существования закончила с убытком в 16 млрд руб.», - сообщил вчера президент РЖД Владимир Якунин (его цитировал «Прайм»). «Это тот самый убыток, который оказался незакрытым за счет возможного повышения тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов, который был предварительно согласован, но потом под давлением участников этого рынка это решение было заморожено. Фактически на 6,6% урезан доходный бюджет компании», - пояснил Якунин (эти слова передал «Ведомостям» представитель РЖД).

Об убытках по какому именно стандарту отчетности шла речь, непонятно. Представитель РЖД это не пояснил. По РСБУ у монополии уже были квартальные убытки (см. график), но по году компания всегда получала прибыль. По МСФО у РЖД убытков действительно ни разу не было и в полугодовых, и в годовых отчетах (компания ведет отчетность по МСФО с 2008 г. - «Ведомости»), отмечает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Погрузка РЖД в I квартале осталась на уровне 2013 г. - 294 млн т. Но затраты монополии выросли, например, на топливо, указывает представитель РЖД, не раскрыв цифру (отчет за I квартал РЖД пока не опубликовала). По данным отчета по МСФО за 2012 г., на топливо приходилось 6,7% операционных затрат, или 43,8 млрд руб. (на зарплату и социальные отчисления - 306,9 млрд руб., на электроэнергию - 54,2 млрд руб. и т. д.)

При этом тарифы РЖД были заморожены, напоминает человек из РЖД. Осенью 2013 г. правительство приняло решение заморозить тарифы на услуги монополий, в том числе РЖД. Якунин тут же отреагировал, заявив, что компания получит по итогам 2014 г. убыток в 60,1 млрд руб., недополученная выручка составит 93,2 млрд руб. Если РЖД получит убыток, то рискует «потерять все рейтинги» и не сможет занимать на выгодных условиях, неоднократно предупреждал Якунин. В 2014 г. РЖД планирует занять 124 млрд руб. (из них 58,5 млрд - кредиты), говорится в пояснительной записке к инвестпрограмме компании.

Ранее РЖД оценивала в 16 млрд руб. выручку от индексации тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов за весь 2014 год. Монополия предложила правительству компенсировать потери - поднять на 6% тариф на перевозку нефтеналивных грузов и направить в уставный капитал РЖД 30 млрд руб. из бюджета. Но против индексации тарифа выступили нефтяные компании, и их поддержал президент Владимир Путин (см. врез). В итоге РЖД получила только 26 млрд руб. на «капитальный ремонт инфраструктуры». Но вопрос об индексации тарифов на нефть и нефтепродукты отложили до конца I квартала 2014 г.

Понятно, что финансовые показатели РЖД в этом году плохие, и понятно, что нефтяники из-за колебания курса рубля к доллару получат дополнительную прибыль, поясняет федеральный чиновник. Но решение о повышении тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов, по его словам, пока не принято. Это произойдет в ближайшее время, говорит он. Якунин подсчитал и возможные издержки «Роснефти» от роста тарифов на перевозку - 3,8 млрд руб. при общей прибыли в 550 млрд руб. в 2013 г. Представители «Роснефти», «Башнефти», «Газпром нефти» от комментариев отказались, «Лукойл» не ответил на запрос.