Что есть истина

Правовое управление Госдумы раскритиковало концепцию законопроекта об «объективной истине»

Введение института установления «объективной истины» в уголовном процессе будет лишь декларацией, сказано в заключении правового управления Госдумы на законопроект, написанный Следственным комитетом и внесенный депутатом-единороссом Александром Ремезковым (документ опубликован на сайте палаты). Критерии достижения «объективной истины» законодательно определить невозможно, объясняют юристы. А сам процесс установления «объективной истины» будет носить субъективный характер, поскольку осуществляется человеком - с его убеждениями, принципами, квалификацией, считают юристы. Право судей, следователей, прокуроров оценивать собранные доказательства по внутреннему убеждению предусмотрено законом (эту норму авторы проекта предлагают сохранить); несмотря на то что они обязаны руководствоваться законом, субъективный характер оценки собранных доказательств не позволяет во всех случаях вести речь об установлении объективной истины по делу, сказано в документе.

Законопроект о восстановлении советского института установления «объективной истины» внесен в Госдуму в конце января. Сохраняя принцип состязательности в судебном процессе, проект предлагает усилить роль суда - тот сможет, не поступаясь совестью, собрать недостающие доказательства, в том числе в пользу обвиняемого, объяснял Ремезков в Госдуме в марте. «Ведомостям» Ремезков говорил, что решил поставить точку в многолетнем споре об «объективной истине». Вчера с ним связаться не удалось.

У юридического сообщества единого мнения о законопроекте нет: некоторые считают его нужным - сейчас у судов возможности защитить человека нет; другие уверены, что проект облегчит жизнь следователям - за них будут работать суды. Суд должен быть объективен, а это не то же, что поиск объективной истины, в частности, говорил адвокат Юрий Костанов. К осторожности при решении вопроса призывала и начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычева.

Старший инспектор СКР Георгий Смирнов говорит, что заключения не видел, но понятие объективной или материальной истины существует в законодательстве всех стран Европы. Кроме того, истина всегда конкретна и всегда объективна, т. е. существует независимо от воли познающего и остается истиной для всех людей, заключает Смирнов.