Русский ажиотаж в Лондоне

В прошлом году одни лишь россияне вложили в лондонское жилье 180 млн фунтов. В 2014 г. инвестиций может быть в 4 раза больше, предсказывают британские риэлторы
Покупка жилья в Лондоне - хороший способ вложить деньги для тех, кто боится потерять их в один момент/ Matthew Lloyd/ Bloomberg

Состоятельные русские и украинцы - самые активные покупатели лондонской недвижимости, утверждают британские риэлторы. Таким образом богатые граждане этих стран пытаются легализовать свои средства на случай ареста счетов и международных санкций, которые могут быть применены к ним из-за продолжающегося русско-украинского конфликта.

В прошлом году русские покупатели потратили на квадратные метры в британской столице 180 млн футов, оценивает агентство недвижимости Savills. Но в текущем году отток капитала из Москвы в Лондон может быть еще сильнее, считают в Savills. В консалтинговой компании JLL предсказывают, что по итогам 2014 г. россияне могут вложить в лондонскую недвижимость в 4 раза больше, чем в 2013 г. «Богатым русским, как и состоятельным украинцам, Лондон кажется надежной гаванью для сбережения своих средств», - объясняет Адам Чаллис, руководитель отдела аналитики рынка жилья JLL. «Многие наши клиенты из России, которые долгие годы лишь присматривались к местным объектам недвижимости, теперь решились на покупку и активно заключают сделки», - соглашается Рори Скарсбрик, директор Property Vision.

Спешка, с которой русские и украинцы перебираются в британскую столицу, поражает Джереми Джи, директора агентства недвижимости Glentree, который специализируется на элитных районах Лондона. Например, сейчас он ведет дела двух «очень серьезных покупателей» с Украины, которые хотят побыстрее обосноваться здесь и перевезти свои семьи. Оба клиента будут оформлять дома на компании, говорит Джи.

По словам Чаллиса, в британском казначействе крайне удивлены тем, какое количество объектов недвижимости сейчас оформляется в собственность офшоров. Налоговые консультанты и риэлторы говорят: новые собственники квадратных метров в британской столице осторожничают, в нынешней ситуации они не готовы афишировать свою личность в сделках купли-продажи британского жилья. Чарльз Макдауэлл, агент, который ищет недвижимость для состоятельных покупателей, утверждает, что сделки с участием юрлиц в последнее время крайне популярны: на такие объекты будет трудно наложить арест, само британское законодательство будет их защищать. «Сейчас у нас огромный поток клиентов из Восточной Европы, особенно из России. Русские очень опасаются усиления санкций», - говорит он. Информация кадастра публичная, поэтому многие олигархи и скрываются за офшорами, продолжает Майкл Моррис, партнер в юридической Collas Crill, который оказывает консалтинговые услуги покупателям недвижимости.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон намерен бороться с «завесой тайны», которая покрывает многие сделки купли-продажи недвижимости и не способствует уплате налогов и борьбе с коррупцией. Недавно правительство анонсировало изменения в регистрации сделок, которые обяжут офшоры раскрывать конечных бенефициаров. А на британских агентов недвижимости возложат дополнительные обязательства: они должны будут информировать обо всех сделках, в которых могут участвовать политики и люди, имеющие тесные связи с правительствами иностранных государств.

Эксперты сомневаются, что эта мера будет действенной. Например, Гэвин Хейман, руководитель антикоррупционной группы Global Witness, уверен, что, пока в земельный кадастр не будет заноситься информация о владельцах офшоров и она не станет доступной, пользы от реформы будет мало. Билл Додуэлл из Deloitte сомневается, что покупатели, стремящиеся к анонимности, будут пользоваться именно британскими компаниями, на которых будет действовать новый закон, чтобы оформить на себя тот или иной объект. Например, более 2 млн компаний ежегодно регистрируются в США и почти всегда имена учредителей или граждан, которые фактически контролируют эти структуры, не указываются. Участники рынка недвижимости также говорят о том, что идентифицировать все потенциально подозрительные сделки крайне проблематично.

В Великобритании регулировать рынок жилья пытаются и с помощью налогообложения. В 2012 г. Джордж Осборн увеличил налоги для юрлиц - собственников недвижимости, благодаря чему в том же году в казну от компаний поступило в 5 раз больше сборов, чем изначально ожидали авторы реформы. Увеличение этого налога прописано и в бюджете на этот год. «Власти исходят из того, что собственность, оформленная на компании, необходима лишь для налоговой оптимизации», - считает Ричард Уайт из KPMG. Однако цели у бенефициаров могут быть совсем другими. Например, они не хотят афишировать свою личность или национальность. Такое поведение типично для русских и граждан восточноевропейских стран, уверен он.