Окно в геометрию

Леонард Млодинов, американский физик, популяризатор науки, в книге «Евклидово окно» взялся представить многовековую историю геометрии

Автору удалось обойтись без привычных реверансов в сторону читателей, когда-то скучавших на уроках математики. В самом начале книги он выводит всех, и скучавших, и заинтересовавшихся, на свежий воздух - постоять вместе с Аристотелем на берегу моря и посмотреть, «как исчезают вдали корабли»: «Нам, людям, свойственно искать порядок и логику в делах мира вокруг нас. Мы унаследовали инструментарий от греческих геометров, что дали нам не только способ точного мышления в математике, но и научили нас искать в природе эстетику». Нам свойственно искать повсюду логику? Конечно, ведь в книге все, что противостояло развитию науки, без лишних проклятий названо «темными веками», будь то Средневековье или времена менее отдаленные.

Млодинов выстроил свою историю как последовательность пяти «геометрических революций». Его героями стали Евклид, Декарт, Гаусс, Эйнштейн и Виттен. Подробнейшим образом отслеживая движение научной мысли, автор по ходу дела рассказывает и про частную жизнь ученых. Мама Пифагора, папа Гаусса, подруга Шрёдингера - если кому все эти детали помогают лучше понять и запомнить суть происходящего, автор совершенно не возражает. Более того, он нагнетает все больше и больше драматических сюжетов, желая представить геометрию не как что-то далекое и абстрактное, но как совершенно естественную область человеческой мысли. Непонимание преследовало ученых не только со стороны непосвященных: Паскаль не признавал Декарта, Ньютон - Гука, Пуанкаре - Эйнштейна. «И все же частные распри лишь ненадолго могут удержать развитие науки», - утешает Млодинов.

Довольно жесткий разбор устроил книге Млодинова выдающийся математик Роберт Филэн Ленглендс (это как если бы, к примеру, Виктор Пелевин написал разбор учебника новейшей литературы). Раскованный стиль не угодил Ленглендсу: Млодинов - физик, и в книге о геометрии слишком заметно присутствие физики, не все «революции» представлены верно, хронология то и дело нарушается. Математик Кронекер незаслуженно назван «хрычом», Гипатия погибла не молодой красавицей, а 60-летней дамой. Ко всему прочему Млодинов блеснул поэтической цитатой и перепутал Блейка и Китса (впрочем, в старательном переводе Шаши Мартыновой Блейк возвращен на место). Эпическая рецензия Ленглендса хороша сама по себе, ее даже стоило тоже перевести и включить в книгу.

Возможно, в советские времена, когда журнал «Квант» выходил 100-тысячными тиражами, работа Млодинова даже не вызвала бы пререканий, поскольку подобных книг и так издавалось немало. Были у нас популяризаторы не хуже. Но сейчас, когда с большими проблемами сталкивается не только «Квант», она просто обязана быть воспринятой: развлечь, научить, озадачить.

Леонард Млодинов. Евклидово окно. История геометрии от параллельных прямых до гиперпространства / Перевод с английского Шаши Мартыновой. М.: Гаятри, 2013