ЕС вспомнил о бизнесе

Страны ЕС включили в санкционный список еще 13 человек и впервые - компании, которые, по мнению европейских чиновников, были экспроприированы
Евросоюз нашел новые имена для санкционного списка/ David Mdzinarishvili/ Reuters

Мы слышали позитивные слова, но не видели позитивных действий по деэскалации конфликта» на Украине, заявил министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс. Вчера число людей в санкционном списке ЕС выросло на 13 человек, теперь в нем 61 имя. Санкции распространены и на бизнес - Совет ЕС одобрил замораживание активов двух компаний в Крыму и Севастополе, которые были конфискованы или выиграли от конфискации активов, говорится в его пресс-релизе. На момент сдачи номера список опубликован не был.

В середине марта Верховный совет Крыма объявил республиканской собственностью расположенные на территории полуострова и принадлежащие Украине активы «Черноморнефтегаза» и «Укртрансгаза».

Ранее санкции Евросоюза не касались бизнеса и распространялись лишь на российских чиновников и украинских активистов. В черном списке США 55 человек, в том числе лица из окружения президента Владимира Путина - среди них президент «Роснефти» Игорь Сечин и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.

Даже с учетом расширения санкций ЕС их воздействие на экономику России все еще ограниченно, отмечает Крис Уифер из Мacro Advisorу, но общая нервозность инвесторов выросла. Американские политики заявляли, что санкции будут распространены на энергетический и финансовый секторы, влияние на экономику будет зависеть от масштаба санкций - будут они точечными, против конкретных предприятий, или против отраслей, отмечает Владимир Осаковский из Bank of America Merrill Lynch.

Базовый сценарий Bank of Ame­rica Merrill Lynch - рост экономики России на 0,9%, самый негативный вариант может обернуться спадом на 2,7%, ожидает Осаковский. Если удастся избежать эскалации конфликта, ВВП может вырасти на 0,5-1%, но ухудшение ситуации в экономике свидетельствует о приближении кризиса, отмечает Уифер. Рост может составить менее 0,5%, говорил министр финансов Антон Силуанов.

Главная опасность для России - переход к новой стадии санкций, которые могут серьезно нарушить функционирование экономики, отмечает Уифер. По обеим сторонам Атлантики страны пытаются разработать новый отраслевой пакет санкций, заявляла заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд. Но более жесткие меры придерживаются, поскольку Евросоюз стремится найти способ деэскалации конфликта, говорила верховный представитель ЕС по внешним делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.

Согласно докладу Еврокомиссии, который оказался в распоряжении Daily Telegraph, страны ЕС рассматривают три сценария: самый радикальный предусматривает запрет импорта газа и нефти и будет наиболее разрушительным для экономики не только России, но и стран ЕС (см. врез). Если США и ЕС ужесточат санкции, могут возникнуть проблемы у западных компаний, которые работают в ключевых секторах российской экономики, обещал ранее президент Владимир Путин: «Если что-то подобное будет продолжаться, то, конечно, мы должны будем думать о том, кто и как работает в ключевых отраслях российской экономики, в том числе в энергетике».