Разъяснение запрещенного

Сенатор Клишас уточнил, какими именно финансовыми инструментами не вправе пользоваться российские чиновники и кандидаты на выборные должности
Андрей Махонин/ Ведомости

Председатель конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас внес в Госдуму законопроект, уточняющий понятие «иностранные финансовые инструменты». С 2013 г. чиновникам и кандидатам, претендующим на выборные должности, запрещено иметь счета в иностранных банках и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, напоминает автор в пояснительной записке. Но понятие «финансовый инструмент» в законодательстве не раскрывается, и это вызывает множество вопросов.

Как следует из законопроекта, иностранными финансовыми инструментами следует считать иностранные ценные бумаги (акции, сберкнижки на предъявителя, векселя, сертификаты, закладные, складские свидетельства, инвестиционные паи, облигации, приватизационные ценные бумаги, чеки и проч.). Кроме того, финансовыми инструментами признаются соглашения, одной из сторон которых является иностранный гражданин, если в результате у участника сделки в будущем может возникнуть финансовый актив или долевой инструмент.

Эксперты говорят, что это практически исчерпывающий перечень, хотя, если понадобится, его можно обойти. «С точки зрения российского законодателя, они перекрыли почти все, но невозможно предотвратить создание финансовых инструментов (какие-нибудь квазибиткоины), которые под это определение формально подпадать не будут», - рассуждает профессор Вестминстерского университета Дмитрий Гололобов. Другой вопрос - как истолкуют это российские суды. Данное в законопроекте определение состоит из «резиновых» понятий, его можно развернуть в любую сторону. Например, при передаче имущества в траст можно сказать, что у бенефициара при этом возникают финансовые права, но можно истолковать и иначе, говорит эксперт.

Грамотный юрист всегда найдет лазейку, согласен Андрей Шугаев из «Клишин и партнеры», но дело даже не в этом - фактически такая новелла накладывает запрет на конституционное право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью за рубежом, поэтому перспективы законопроекта весьма сомнительны.

По данным Центризбиркома, в ходе прошлогодней избирательной кампании случаев применения столь жестких ограничений не было - если кандидатов и снимали, то не из-за наличия иностранных активов, а из-за отсутствия в документах уведомления о том, что кандидат такими активами не владеет, либо неправильного оформления бумаг. Однако лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров долго добивался от ЦИК разъяснений, что именно следует считать иностранными финансовыми инструментами. Поэтому в «Гражданской платформе» приветствуют законопроект, который четко определяет, что именно является иностранными финансовыми инструментами для целей применения закона о запрете иностранных счетов, говорит секретарь федерального политкомитета партии Ксения Зеленцова: «Можно спорить о перечне - что включать, а что не включать в это понятие, - но сам подход по определению закрытого перечня инструментов мы полностью поддерживаем».