Свободный воздух Петербурга

В правительстве обсуждается идея ввести в аэропорту «Пулково» режим «открытого неба» для иностранных авиакомпаний. Перспективы у начинания сомнительные
Е.Кузьмина/ Ведомости

Совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев возражает: проблема не в этом. «Если спросить европейцев, готовы ли они дать нам «пятую свободу», то они ответят «нет» - с нами никто не хочет создавать режим «открытого неба», - продолжает Ванцев. - Аэропортам, конечно, хочется «пятой свободы» по понятным причинам, но в этом случае будут затронуты интересы национальных перевозчиков: «Аэрофлот» имеет сильное влияние в России, а, например, Lufthansa - в Германии. Европейские страны даже друг другу не дают «пятой свободы», именно поэтому Lufthansa покупала национальные авиакомпании Австрии и Швейцарии».

Рабочая группа при зампреде правительства России Аркадии Дворковиче обсуждает, не следует ли ввести в аэропорту Санкт-Петербурга «Пулково» элементы режима «открытого неба», рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. Речь идет о так называемой «пятой свободе» воздуха: иностранная авиакомпания совершает в российском аэропорту промежуточную посадку, принимает на борт пассажиров и летит в третью страну.

Сейчас иностранные авиакомпании могут продавать билеты и совершать рейсы в российские города только из городов своей страны и обратно.

Представитель «Воздушных ворот Северной столицы» (ВВСС, это консорциум ВТБ, немецкой Fraport и греческой Copelouzos, в 2009 г. выиграл на конкурсе право управлять аэропортом «Пулково» в течение 30 лет) подтвердил, что «есть устные переговоры о «пятой свободе». Уже было несколько совещаний у вице-премьера Дворковича на эту тему, но решение еще не принято, предупредил федеральный чиновник. Представитель Дворковича вчера вечером на звонки не отвечал.

Если комиссия при Дворковиче одобрит идею «открытого неба» для «Пулково», то оператор аэропорта должен будет написать заявку в Минтранс - с указанием иностранных авиакомпаний, которые запросили режим «пятой свободы», сказал федеральный чиновник. После этого министерство запросит аналогичные свободы у авиационных администраций тех стран, которые будут указаны в заявке, для российских авиакомпаний. Списка авиакомпаний, которые могут получить в «Пулково» «пятую свободу», пока нет, констатировал представитель ВВСС.

«Получив рейсы с элементами «открытого неба», «Пулково» сможет увеличить количество пассажиров, отнять их у европейских хабов, прежде всего у нашего главного конкурента - аэропорта Хельсинки», - заявил «Ведомостям» Сергей Эмдин, гендиректор ВВСС (интервью с ним - на стр. 08). Эмдин надеется нарастить в петербургском аэропорту межконтинентальную маршрутную сеть, прежде всего в направлении Азии и Америки.

«Пятая свобода» может увеличить пассажиропоток в «Пулково», для аэропорта это логичный шаг, говорит директор Emirates в России и СНГ Егор Плахов. Он напоминает, что возможность предоставления авиакомпаниям прав по «пятой свободе» предусмотрена соглашением между Россией и Объединенными Арабскими Эмиратами от 2007 г., но арабская авиакомпания ею пока не воспользовалась.

Экономика рейсов с несколькими взлетами и посадками гораздо хуже, чем у прямых рейсов, нередко случается так, что один из секторов составного маршрута оказывается незаполненным, кроме того, такой рейс будет хуже продаваться, чем прямой, считает Плахов.

При введении элементов «открытого неба» необходимо учесть интересы российских авиакомпаний, чтобы это не отразилось на их деятельности в «Пулково», говорит представитель ВВСС. Но, по прогнозу Ванцева, на переход к «открытому небу» могут согласиться лишь небольшие страны, которым нечего терять.