Троценко собирает порты


AEON Corporation приобрела еще один портовый актив - 51% Астраханского морского порта у «Совфрахта» (см. врез), сообщил «Ведомостям» председатель совета директоров компании Роман Троценко. Сумму сделки и срок он не раскрыл. Связаться с представителем «Совфрахта» вчера не удалось. О сделке знает и источник, близкий к одной из сторон сделки. Другой крупный акционер Астраханского морского порта - государственный Астраханский рыбный порт (44%). Связаться с его представителем не удалось.

Астраханский морской порт - замерзающий порт, расположен в устье Волги. С Каспийского моря к порту Астрахань ведет Волго-Каспийский канал. Порт переваливает в основном металл (60% грузооборота), остальное - древесина. Его мощность - до 700 000 т грузов в год, в 2013 г. порт смог перевалить только 160 000 т (хотя в 2011 г. было в 2 раза больше - 370 000 т), подсчитал гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Выручка стивидорной компании за 2012 г. - 64,2 млн руб., убыток - 12,5 млн руб. (в 2011 г. порт получил 12,5 млн руб. прибыли). По оценке Бурмистрова, порт такой мощности может стоить до 600 млн руб., но Астраханский морской порт убыточный и AEON могла купить его с дисконтом. Видимо, неблестящее финансовое положение порта заставило «Совфрахт» продать актив, предполагает Бурмистров. Интересен он может быть компании, которая знает, как его загрузить, отмечает эксперт.

В числе активов AEON Corporation уже есть пассажирские порты: Южный речной порт, крупнейшая в России марина - Международный московский яхтенный порт (оба - в Москве) и грузовой Волгоградский речной порт (мощность - 3 млн т грузов в год). Теперь компания Троценко намерена заняться и перевалкой грузов. AEON Corporation подала в Минтранс заявку на участие в проекте по строительству сухогрузного района порта Тамань. Компания планирует построить там терминал для перевалки сухих грузов мощностью 6 млн т в год, пояснил источник в AEON. Компания Троценко рассчитывает, что российские грузы, которые сейчас переваливаются через порты Украины, переключатся на Тамань, объясняет он. Правда, судьба проекта пока не определена: в начале мая советник президента Андрей Белоусов посоветовал перенаправить деньги с проекта строительства порта Тамань (около 76 млрд руб.) и моста через Лену (38,9 млрд руб.) на инфраструктурные проекты в Крыму. Но министр транспорта Максим Соколов заявил в интервью «Прайму», что его ведомство будет отстаивать финансирование этих проектов.