Судейским нужна собственная служба

Работу в аппарате судов нужно сделать отдельным видом госслужбы: это позволит поднять зарплаты и снизить текучесть кадров, полагают в судейском сообществе
Максим Стулов/ Ведомости

Судебный департамент при Верховном суде разработал проект закона «О судебной службе Российской Федерации», который предполагает введение нового вида государственной службы для работников аппаратов судов и системы судебного департамента. Об этом сообщил вчера заместитель начальника главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов судебного департамента Дмитрий Матвеев на семинаре-совещании председателей советов судей субъектов Федерации.

Судебным служащим будут присваиваться классные чины, их оклад будет исчисляться в процентном соотношении с окладом председателя Конституционного суда (именно так сейчас высчитывается зарплата судей), также они смогут рассчитывать на ежемесячные надбавки - за выслугу лет, особые условия службы, работу с секретными данными и за ученое звание (если таковое имеется). Перевод на судебную службу позволит повысить заработную плату сотрудникам аппаратов судов в 2,2 раза, рассчитывают в судебном департаменте: секретарь суда будет получать около 32 000 руб. в месяц, помощник судьи - около 42 000 руб. Уточнить общий объем дополнительного финансирования, которого потребует такое нововведение, Матвеев не смог.

Судьи уже давно жалуются на недостаточное финансирование аппаратов судов и, как следствие, постоянную текучесть кадров. Но сотрудники аппаратов судов являются государственными служащими, и повысить им зарплату, не поднимая ее всем остальным федеральным госслужащим, невозможно. Между тем к сотрудникам аппарата предъявляются серьезные требования (юридическое образование, наличие стажа), они участвуют в подготовке судебных актов, рассуждает чиновник судебного департамента.

Решение привязать зарплату сотрудников аппарата к должностным окладам судей было принято еще на съезде судей в 2012 г., а год назад совет судей одобрил концепцию соответствующего законопроекта. Но «цена вопроса» с правительством еще не согласована, дал понять собеседник «Ведомостей». До осени планируется провести обсуждение законопроекта в регионах, только после этого совет судей утвердит окончательный его вариант.

Представитель Министерства финансов сообщил «Ведомостям», что пока никаких предложений от судей в это ведомство не поступало.

Такая инициатива с трудом вписывается в существующую систему, которая включает в себя три разновидности государственной службы: гражданскую, военную и службу в правоохранительных органах, рассуждает доцент кафедры теории и практики государственного управления Высшей школы экономики Павел Кудюкин. Не очень понятно, чем работа по обеспечению деятельности судов отличается, например, от работы по обеспечению деятельности законодательных органов власти, недоумевает он. Кроме того, принятие закона о судебной службе грозит спровоцировать поток аналогичных запросов: таможенники скажут, что они несут специфическую таможенную службу, дипломаты потребуют выделить в отдельный вид дипломатическую и т. д., прогнозирует эксперт. В свое время комиссии по реформе госслужбы приходилось буквально отбиваться от таких предложений, вспоминает Кудюкин.