«Алроса» поделится бриллиантами

«Алроса» планирует консолидировать производство по огранке бриллиантов и привлечь стратегического инвестора
Andrey Rudakov/ Bloomberg

«Алроса» обсуждает новую концепцию развития гранильного бизнеса: вчера этот вопрос обсуждался на заседании правления, сообщила компания. В частности, «Алроса» планирует объединить все три гранильных предприятия (в Москве, Орле и Барнауле) на базе барнаульского завода «Кристалл», оставив в Москве обработку только особо крупных и цветных алмазов для продажи через международные аукционные дома. Также «Алроса» планирует привлечь в этот сегмент крупных производителей ювелирных изделий в качестве стратегических партнеров. Кто может выступить таким инвестором, компания не раскрывает.

Объем ограночного бизнеса «Алросы» невелик: ежегодно продажи составляют около $150 млн при общей выручке компании примерно в $5 млрд, напоминает представитель компании. «Причина - в низкомаржинальности этого бизнеса в России, - объясняет он. - Например, в Индии себестоимость огранки оценивается в $40-50 за карат, а в России - до $160. Но в Барнауле гранить бриллианты дешевле, себестоимость производства здесь сопоставима с индийской, поэтому компания планирует обрабатывать там основной объем камней». В Москве себестоимость самая высокая из-за больших по сравнению с регионами зарплат и здесь решено гранить только самые дорогие камни, рассказывает представитель. Стратегический партнер должен гарантировать стабильную покупку бриллиантов разного ассортимента, что может сделать этот бизнес эффективным, считает «Алроса». Теоретически партнерство возможно в форме совместного предприятия или долгосрочного контракта на поставку бриллиантов, уточняет представитель компании. Среди крупных клиентов «Алросы» - Tiffany, китайские и индийские ювелирные дома.

Рынок огранки очень конкурентен и в одиночку «Алроса», которая никогда не фокусировалась на этом сегменте, вряд ли смогла бы занять там существенную долю, согласен сейлз ИФК «Метрополь» Сергей Фильченков. Но если компании удастся привлечь известного партнера с крупным брендом и историей на рынке, гранильный бизнес может стать успешным, отмечает он. Себестоимость алмазного сырья «Алросы» конкурентна и сотрудничество может быть интересно партнеру для стабильных поставок сырья, рассуждает аналитик. Для покупателей украшений важно происхождение камня и ювелиры заинтересованы в гарантиях того, что в их изделиях бриллианты из натуральных, а не синтетических алмазов, добавляет представитель «Алросы».