Цифры и события


Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

На первой встрече собрались участники консультационного совета, среди которых были Павел Лукша, профессор Московской школы управления «Сколково»; Алексей Ситников, вице-президент Сколковского института науки и технологий; Исаак Фрумин, Научный руководитель Института образования и исследований ВШЭ; Том Вандер Арк, гендиректор Getting Smart; Инь Чеонг Чен, профессор Гонконгского института образования; Александр Лазло, президент Международного общества системных наук, и др.

Тинейджеры на миллионы

Конкуренция на рынке смартфонов заставляет Apple и Google искать все более и более молодые таланты. Речь идет уже о 13-летних программистах, создающих мобильные приложения.

В 2012 г. Apple снизила возраст посетителей ее конференций разработчиков с 18 до 13 лет и учредила стипендию, чтобы помочь самым талантливым оплатить $1599 регистрационного взноса. В этом году на конференции, где Apple рассказывала о новом языке программирования - Swift, несовершеннолетние получили как минимум половину из 200 таких стипендий.

Google старается не отставать. В июне он проводил очередную конференцию Google I/O. На ней было 200 детей от 11 до 15 лет, которых полдня знакомили с основными инструментами разработчиков приложений.

Ник Д'Алоизио стал героем для многих мальчишек. Год назад 17-летний школьник продал Yahoo! придуманное им мобильное приложение Summly за $30 млн.

«Надеюсь однажды повторить его судьбу», - сказал Дуглас Бамби на конференции в Сан-Франциско, где Д'Алоизио вручили награду за дизайн приложения. Бамби живет в Канаде, чтобы попасть на конференцию, он 14 часов ехал с дедушкой и бабушкой на машине. А 70 часов он провел, отлаживая приложение, созданное в рамках школьного проекта. Оно повествует о его владельце, например переводит возраст из лет в секунды. WSJ

44 млн руб.

инвестиций привлекла компания «Интеллектуальные социальные системы», создавшая проект «Сердитый гражданин». Деньги в проект вложил Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Доля, полученная ФРИИ в результате сделки, остается неизвестной.

«Интеллектуальные социальные системы» занимаются созданием IT-проектов для взаимодействия граждан с органами власти и коммерческими организациями. Самым известным из них стал ресурс для обработки жалоб «Сердитый гражданин». Среди других проектов - система «Довольный гражданин», сервис по сбору и обработке претензий клиентов для небольших компаний «Лига качества».

Специалисты «Сердитого гражданина» вручную отбирают самые резонансные жалобы и отправляют их в аппарат президента.

ФРИИ был учрежден Агентством стратегических инициатив в марте 2013 г. Приоритетные задачи фонда - финансовая и экспертная поддержка проектов в интернете, поиск и отбор стартапов и их последующее доведение до высокой степени зрелости. Объем средств под управлением ФРИИ составляет 6 млрд руб. Firrma.ru

Рывок к образованию будущего

13октября 2014 г. в Москве состоялось официальное открытие форсайта «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures Forum, GEFF). Задача форсайта, который продлится год и пройдет по всему миру, - выявить основные тенденции современного образования и выработать практические рекомендации на период до 20 лет.

Классическое образование не удовлетворяет нуждам постиндустриального общества. Традиционные учебные заведения не успевают приспосабливаться к быстрому развитию отраслей и появлению новых профессий. Ценность дипломов постоянно падает, а мнение, что основные знания получаются в юности, устаревает. Обучение становится делом всей жизни, растет запрос на получение не набора общих знаний и умений, а строго определенных навыков. Гиперконкуренция требует сокращать сроки образовательных программ. И они появляются: новые высокотехнологичные стартапы в интернете, такие как Coursera или Edx, заявляют, что к 2020 г. количество их студентов превысит 1 млрд. Как должны измениться учебные учреждения, чтобы выжить, - на этот вопрос ищут ответ участники форума.

На следующую сессию в Сан-Франциско в апреле 2015 г. съедется более 300 специалистов. Такой же состав участников ожидается в августе на встрече в Сан-Паоло и в ноябре в Сингапуре.

«Проект уникален не только по масштабу, количеству участников и стран, но и по степени практичности, - рассказал Ситников. - Мы рассчитываем определить компетенции и знания, которые будут востребованы у работодателей в 10-20-летней перспективе и в развитие которых станут инвестировать вузы, компании, государства».

«Любой тренд в области образования сегодня затрагивает все страны и является глобальным вызовом для всех. Рассуждения о том, что образование в России уникально, губительны для конкурентного потенциала нашей страны на мировом рынке», - заявил Лукша.

Результатом проекта станет не только доклад о тенденциях системы образования, но и практические рекомендации для отдельных стран и регионов мира. Сколково

Кто растит стартапы-зомби

Президент Южной Кореи Пак Кын Хе сделала поддержку стартапов центральным пунктом своей программы. Вскоре после инаугурации в феврале 2013 г. правительство запустило план ценой в миллиарды долларов. Задачей было создать в стране среду, напоминающую Кремниевую долину.

Крупнейший механизм госфинансирования - фонд Growth Ladder возглавляют чиновники созданного с нуля министерства планирования будущего. Большую часть денег из имеющихся 2,4 трлн вон представили контролируемые государством Банк развития Кореи и Корейская финансовая корпорация. Только за первые семь месяцев этого года Южная Корея привлекла 830 млрд вон венчурных инвестиций. Это сопоставимо с показателями всего 2009 года. Индустрия идет на рекорд.

«То, что делает правительство, достойно всяческих похвал», - говорит Джей Ым, управляющий директор венчурного фонда из Кремниевой долины Translink Capital, инвестирующего в Южную Корею. Но его беспокоит избыточность этих усилий: разные органы власти конкурируют друг с другом, предлагая одинаковые программы.

Есть и опасения зомби-стартапов, которые изначально нежизнеспособны, но держатся на плаву благодаря госсубсидиям.

«Не обходится без побочных эффектов», - признает Саймон Ли, основатель Flitto. Эта программа-переводчик финансируется по госпрограмме. Ли обращает внимание, что обычно об успехе или провале идеи можно судить лишь через несколько лет: «Есть, конечно, добросовестные бизнесмены, а есть такие, кому нужны только деньги из госбюджета». FT