Персоны года - 2014: Профессионал

Мэтт Тэйлор, британский астрофизик
ESA

Таким, наверное, и должен быть современный ученый - ярким, открытым и в то же время вполне серьезным. Мэтт Тэйлор, человек, посадивший спускаемый аппарат «Филы» (по имени древнеегипетского города) на комету Чурюмова - Герасименко, завоевал всемирную славу не только тем, как он справился с невиданной прежде задачей, но и тем, как он взаимодействовал со всем миром и в ходе ее исполнения, и после победного ее завершения. Чего стоит только его сверхпопулярный фейсбучный блог на страничке The Wall Street Journal, где он отвечал и на самые сложные научные вопросы, связанные с миссией аппарата «Розетта», за 10 лет пролетевшего с «Филами» на борту более 6 млрд км, и на не менее сложные вопросы по поводу его татуированного тела.

На следующий день после того, как все благополучно закончилось, Тэйлор весьма непосредственно делился с журналистами своими чувствами: «Сегодня я уже получше, чем накануне, чуть менее напряженный, но все-таки еще очень возбужден. Мы все тут уже не так икаем, как вчера».

А потом - как это ему и свойственно - стал серьезно рассказывать о работе: «Слушайте, мы сейчас разбираемся, на что похожа поверхность этой кометы, - мы же на ней, мы чувствуем ее! Мы получаем от спектрометра на «Филах» данные, он нюхает газы кометы, и «Розетта» снабжает нас такими же данными. И мы мерим магнитное поле... Эй, мы делаем то, чего никто никогда не делал! Данные оттуда - уникальные! Все, что мы получаем, - невероятно уникально! Фантастика!»

Астрофизика, которая до выхода Мэтта Тэйлора в эфир казалась большинству человечества чем-то если не бессмысленным, то уж по крайней мере страшно далеким (как и есть на самом деле), стала вдруг модным явлением. А знаменитая фривольная рубашка Тэйлора с полуодетыми красавицами перевела таинственное космическое событие в разряд понятного и веселого.

Сегодняшнему миру очень не хватает таких энтузиастов - и далеко не только в научных делах.