Сейчас компании не намерены резать бонусы своим руководителям

Но 2015-м году многие собираются менять политику вознаграждений
А. Таранин

Лишь 9% компаний откажутся от выплаты бонусов своим менеджерам по итогам прошлого года, а 1% пока не приняли решения на этот счет, выяснили специалисты хедхантинговой компании RosExpert, опросив 54 крупнейшие российские и иностранные компании, работающие в России. Сходные результаты приводят специалисты PwC в свежем обзоре «Что год грядущий нам готовит?..»: из 227 опрошенных крупнейших компаний 81% планируют выплату премий по результатам прошлого года в целом по компании, лишь 3% намерены отложить выплату премий по результатам 2014 г.

Не всем и не всё

Директор по персоналу Московской биржи Руслан Вестеровский говорит, что события минувшего года никак не повлияли на политику вознаграждения - бонусы руководителям будут выплачены в полном объеме.

«Сегодняшняя ситуация особая. Кризиса сейчас нет», - полагает Виктория Петрова, председатель экспертного совета консалтинговой компании «ЛюдиPeople». Среди ее клиентов есть крупная швейная фабрика, которая воспользовалась импортозамещением и наращивает производство. Бонусную политику там пока не меняют, а если будут менять - в лучшую сторону. А есть те, кто нацелен на экспорт, - они отказываются от премий руководству, комментирует Петрова.

Треть из тех компаний, что не отказываются от выплаты премиальных своим руководителям, рассказали в интервью RosExpert, что размер выплат существенно уменьшился в связи со спадом деловой активности и изменениями курса рубля в 2014 г. Хедхантеры отмечают, что одна компания, ответившая «да», планирует выплатить только фиксированную часть премии - бонусы от сделок и долгосрочная программа мотивации упразднены. Еще один респондент сообщил, что будут выплачены лишь премии, прописанные в договорах, иные договоренности аннулированы. Три компании рассказали, что изменения в экономике вообще никак не повлияли на ключевые показатели эффективности (KPI), поэтому бонусы по итогам года останутся на хорошем уровне, а один респондент выплатил дополнительно к бонусам премию в размере 25 000 руб. по итогам года всему персоналу, за исключением экспатов. Представитель ОАК сообщил, что политика премирования в его компании пока не утверждена.

Предвосхитили кризис

«Мы в своей компании поменяли зарплатную политику еще в марте - апреле 2014 г., когда стало понятно, что экономическая ситуация в России драматически изменится в ближайшие месяцы», - рассказывает Олег Ульянский, генеральный директор «Твиди», интернет-портала для детей и подростков. Уже летом провели кадровые сокращения и изменили бонусную политику. Теперь бонусы поставили в зависимость от финансовых результатов компании в конце года, а раньше они были фиксированными у всех, за исключением менеджеров по продажам, добавляет Ульянский.

«Большинство компаний приняли первые антикризисные решения уже в конце 2014 г., а примерно 30% опрошенных говорят, что будут готовы принимать решения, если бизнес-среда продолжит драматично меняться», - продолжает Игорь Шехтерман, управляющий партнер RosExpert. Он находит любопытным, что среди «ожидающих» много компаний, стратегическое руководство в которых осуществляют отдельные владельцы или акционеры. «Очевидно, они еще находятся в процессе определения новой стратегии и ждут от рынка сигналов», - полагает Шехтерман. Он замечает, что для всех интервью самыми частыми словами были «пока» и «пока еще»: «Большинство респондентов действуют «пока еще» в рамках принятых в компаниях регулярных процедур расчета бонусов, пересмотра вознаграждений, индексации заработных плат».

Планы изменятся

Судя по опросу RosExpert, более половины (53%) компаний пока не планируют пересмотр зарплатной и бонусной политики по итогам финансового года, 45% - планируют, 2% еще не решили. Компании, в которых существует регулярный процесс пересмотра заработной платы, пока не отказались от планов провести эту процедуру в 2015 г. Окончательное решение будет приниматься непосредственно перед сроком ежегодного пересмотра, говорят эксперты. Большая часть компаний, ответивших отрицательно, не имеет ежегодной процедуры пересмотра заработной платы. Практически все респонденты ответили с оговоркой, что реальный сценарий будет зависеть от изменения экономической ситуации на рынке и состояния дел компании.

80% респондентов опроса, ответивших «да», рассматривают повышение зарплат для всех категорий сотрудников; 18% планируют повышение индивидуально - для сотрудников, которых хотят сохранить; 30% компаний уточнили, что могут поменять планы при существенных изменениях в экономической ситуации; один респондент сообщил, что топ-менеджмент отказался от 50% зарплаты на январь - февраль 2015 г.

Удержание «мозгов» в тяжелый экономический период, безусловно, задача важная, но не самая сложная, считает Олег Уланов, директор по персоналу «Ростагроэкспорта»: «Не секрет, что и в более экономически благоприятные времена топ-менеджерам найти соответствующую их компетенциям и ожиданиям работу непросто, а в кризис практически невозможно. И подъем уровня дохода топ-менеджеров никак не вяжется с ожидаемыми финансовыми трудностями организации. Скорее всего, за таким решением стоят задачи некоей «компенсации личных убытков» в связи с неопределенным будущим. Не стоит забывать, что решения об изменениях уровня дохода, как правило, принимают те же самые топ-менеджеры. Или как минимум они готовы их грамотно обосновать».

Точки роста

«Практически все респонденты единодушны в том, что 2015 год будет трудным - 40% компаний изменяют или уже изменили KPI топ-менеджмента и в половине из них новые показатели формулируются не количественными показателями бизнеса, как ранее - рост продаж, доли рынка, EBITDA, - а качественными, - комментирует Шехтерман из RosExpert. - Бизнесы формулируют новые задачи и стратегические цели в условиях неопределенности».

На этом фоне особенно заметны комментарии о том, что отдельным категориям руководителей и ключевых сотрудников компании уже повысили компенсации либо увеличением социального пакета, либо повышением заработной платы, отмечает Шехтерман. Такие точечные решения говорят о том, что ожидаемая «война за таланты» уже началась - компании готовы инвестировать в успешных и незаменимых.

«В ближайшее время бюджет на менеджеров в целом будет уменьшаться, как и любые расходы, которые можно сократить, - согласен Александр Янечек, вице-президент по продажам и операциям Work Service Russia. - А менеджеры, которые смогут продержаться в кризис и показать хорошие результаты, по его окончании будут цениться еще больше».