Большинство граждан судит об экономической ситуации в стране по инфляции

Как рост цен будет влиять на патриотические настроения россиян

В январе инфляция достигла рекордного за последние 16 лет значения - 3,9%. Более высокий уровень - 4,1% - последний раз фиксировался в феврале 1999 г., еще в прошлом веке, за полгода до того, как Владимир Путин стал и. о. премьера России. За последние 12 месяцев цены выросли на 15% - это максимум с сентября кризисного 2008 года.

Рядовой россиянин не обязан хорошо разбираться в том, что происходит в экономике страны, и многие вещи в ней - структурные перекосы или нулевой экономический рост - могут оставаться для большинства совершенно незаметными, не влияющими на качество повседневной жизни. Но когда сыр на магазинной полке или детские памперсы дорожают в 1,5 раза, не заметить трудно. Инфляция - барометр, по которому большинство судит об экономической ситуации в стране. И, по идее, рост инфляции должен влиять на настроения в обществе. Он и влияет.

На днях известный экономист Михаил Дмитриев, много лет возглавлявший Центр стратегических разработок, а ныне президент партнерства «Новый экономический рост» (НЭР), описал возможные сценарии развития России, построенные на основе анализа социальных установок россиян. Наиболее вероятным сценарием Дмитриев называет дальнейшую самоизоляцию, чреватую ростом социального напряжения. Государственная забота о населении оскудевает (программа материнского капитала сворачивается, ставки по автокредитам не субсидируются и т. п.), а тем временем людей увольняют с работы, все дорожает. Индекс потребительской уверенности Росстата в IV квартале 2014 г. рухнул более чем вдвое - до пятилетнего минимума. Доля россиян, считающих, что санкции западных стран создали лично для них серьезные проблемы, с сентября 2014 г. более чем удвоилась - до 34% (данные «Левада-центра»). На этом фоне логично ждать роста недовольства.

С другой стороны, многие пока доверяют квазипатриотической риторике о врагах, окруживших Россию, призывам потерпеть ради благого дела и т. д. Рост таких настроений тоже очевиден: доля россиян, негативно относящихся к США, менее чем за год возросла с 20 до 82% (снова данные НЭР).

Вот интересно: какие цифры для власти более убедительны? Если она беспокоится по поводу высокой инфляции и потери обществом уверенности в завтрашнем дне, то надо предпринять реальные действия, идущие на пользу экономике. Раздать 800 млрд руб. крупным банкам и твердить о необходимости импортозамещения - этого явно недостаточно. Но чтобы улучшить (или хотя бы не ухудшить) ситуацию в экономике, нужно как минимум отказаться от поддержки украинских сепаратистов (что бы она ни означала). Сделать этот шаг, сохранив лицо, российской власти непросто. Проще успокаивать себя цифрами, свидетельствующими о солидарности народа с властью.

Но чем дальше, тем эта солидарность более иллюзорная.

Цена «патриотическим» настроениям российского большинства хорошо видна по результатам декабрьского опроса «Левада-центра»: хотя присоединение Крыма поддерживают 86% опрошенных, лично заплатить цену за присоединение (смириться с ограничением роста зарплат и пенсий, ростом цен и т. д.) готовы всего 49%.