Современные блокбастеры предопределяют выбор профессии

Отраслевым ассоциациям пора задуматься о том, чтобы лоббировать свои интересы в Голливуде
Кадр из фильма «Охотники за привидениями»

Именно фильмы «Охотники за привидениями» и «Назад в будущее» пробудили интерес Адама Ратерфорда к научным исследованиям. Из кинозалов 1980-х гг. в городе Ипсвиче он сделал шаг в научные лаборатории и стал одним из самых известных генетиков Великобритании.

Могут ли сегодня киноленты «Интерстеллар» или «Теория всего» вдохновить подростков на карьеру ученого в космической отрасли? Ратерфорд говорит: «Конечно, эффект есть. Многие ученые из тех, с кем я общался, рассказывали, что интерес к исследовательской деятельности у них пробудила такая киноклассика, как «Звездный путь».

Самые эффективные

Никто так эффективно не использовал Голливуд для рекрутинга, как американская армия. Самый известный ее триумф - выход в 1986 г. в прокат фильма «Лучший стрелок», снятого частично на средства вооруженных сил США. Благодаря картине количество заявлений, поданных в армию, сразу выросло: представители военно-морского флота ловили зрителей прямо у выхода из кинозала, где шел фильм. У министерства обороны США даже есть специальный координационный центр, в обязанности которого входит формирование позитивного имиджа американской армии. Поддержка Голливуда военным ведомством простирается так далеко, что в 2012 г. в съемках фильма «Закон доблести» участвовал спецназ ВМС США.

Однако порой фильмы и телепередачи меняют отношение даже к тем областям человеческой деятельности, например, науки, что гораздо меньше на слуху. Ратерфорд говорит, что такие фильмы, как «Интерстеллар» и «Из машины», могут поспособствовать популяризации естествознания, которое обычно непонятно обывателям. Профессионалы из этой сферы воспринимаются как немного странные люди.

В Великобритании количество абитуриентов факультетов точных наук, в особенности физики, в последние годы выросло. По мнению Ратерфорда, сработал так называемый эффект Брайана Кокса. Профессор Кокс - харизматичный и привлекательный ведущий научных программ BBC и преподаватель физики элементарных частиц в Манчестерском университете.

Хвалить необязательно

Фильмы вполне могут создавать более позитивный имидж профессий и компаний, даже когда в адрес их представителей не звучат похвалы. К примеру, Марк Цукерберг, соучредитель Facebook, сказал, что недоволен тем, как его изобразили в фильме «Социальные сети». Но многие зрители посчитали, что вышедший в 2010 г. фильм не нанес никакого урона компании. Напротив, он создал ей более человечный и позитивный имидж.

Фильмы, изображающие профессии в позитивном ключе, не только пробуждают у зрителей интерес, но зачастую помогают им с выбором карьерного пути. «Люди хотят самореализации. Фильм, где позитивно изображаются представители определенной профессии, может дополнительно поспособствовать выбору именно этого карьерного пути», - говорит Клив Дейвис, директор рекрутингового агентства в финансовой сфере Robert Half.

Раз-два и обчелся

В голливудских фильмах представлено сравнительно небольшое количество профессий, говорит Мартин Паркер, профессор по организационной культуре Лестерского университета. «Это медицина, где создаются героические образы врачей, и юриспруденция - юристы выступают носителями чувства справедливости и ответственности. Кроме того, показывают полицию, детективов и сыщиков», - объясняет он и добавляет: в фильмах этого жанра организации чаще всего предстают изначально добродетельными и правильными, но их механизмы несовершенны. Поэтому герой нарушает правила, вызывая противодействие иерархических структур.

Мы живем в мире, где города и страны обещают налоговые льготы кинокомпаниям, лишь бы они сняли их в своем фильме. Ведь показ на экране той или иной местности может увеличить поток туристов, так называемые фанаты кино поедут в места, где разворачивалось действие фильма. Кроме того, в случае съемок местные киностудии получают работу.

В очередь за имиджем

Джереми Хилдрет, консультант в сфере брендинга, говорит, что представители разных профессий могли бы лоббировать свои интересы в Голливуде, пытаясь заставить киностудии создавать лучший имидж своих специалистов. «Гипотетически я не вижу причины, почему отраслевые ассоциации не должны лоббировать интересы своего сектора на съемочных площадках. Это было бы как размещение скрытой рекламы в кино», - говорит он. Например, изменить имидж очень понадобилось бы такой профессиональной группе, как средние менеджеры. Эту работу часто изображают негативно. Выглядит так, будто она разрушает человеческую душу.

Например, в фильме «Красота по-американски» авторы приветствуют уход главного героя Кевина Спейси из офиса. Он устраивается на работу в сеть ресторанов быстрого питания со словами: «Я ищу работу с наименьшим грузом ответственности».

В том же 1999 году в фильме «Бойцовский клуб» был показан герой, который сам избил себя на глазах у босса и получил годовую зарплату за молчание. В этой картине зритель тоже симпатизирует отнюдь не обесчещенному менеджеру, хотя, по правде говоря, он вынужден иметь дело с кошмарным работником.

Паркер подчеркивает, что так происходит оттого, что фильмы отражают противоречивое отношение общества к крупным корпорациям: «Если вы хотите показать плохого парня, его лучше сделать большим начальником. Если вы изображаете оплот абсолютного зла, то, как это случилось в фильмах «Чужой» и «Робокоп», это будет корпорация».

В случае Ратерфорда, генетика, которого в свое время вдохновили машина времени DeLorean и охотники за привидениями, жизнь «замкнула круг». Он стал ученым, а теперь вернулся в кино и консультирует голливудские киностудии по вопросам изображения научных работников и научных экспериментов в кино.

FT, 18.02.2015, Мария Подцероб