Локальная война

Mstyslav Chernov/ AP

В пригороде Донецка, в районе сел Марьинка и Красногоровка, возобновились интенсивные столкновения между Вооруженными силами Украины и повстанцами, приведшие к многочисленным жертвам и нарушению минских договоренностей в части отвода тяжелых вооружений. Это признали обе стороны конфликта, но каждая возлагает ответственность на противника.

По версии Киева, повстанцы всю ночь обстреливали ряд населенных пунктов под Донецком из артиллерии и минометов запрещенных калибров, чтобы спровоцировать эскалацию. А около четырех утра среды силы самопровозглашенной ДНР начали «широкомасштабное наступление в районе Марьинки (на запад от Донецка) с применением танков и самоходных артиллерийских установок «Гвоздика» и с участием до тысячи человек живой силы», говорится в сообщении пресс-службы Вооруженных сил Украины (цитата по «Интерфаксу»). В связи с этим украинская армия, «предварительно предупредив международных партнеров», «была вынуждена» вернуть на позиции и применить артиллерию, которая по минским соглашениям находилась в определенных для нее районах тыла. Позднее министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что наступление повстанцев остановлено. Столкновения были и в районе Мариуполя, режим тишины соблюдался только на луганском направлении.

По версии замминистра обороны ДНР Эдуарда Басурина, широкомасштабных боевых действий в среду не велось, но украинская армия попыталась прорваться вглубь самопровозглашенной республики через Марьинку, где происходили «локальные столкновения». Заметная интенсификация боевых действий наблюдается всю неделю – в частности, интенсивные бои были за Широкино и Марьинку, сказал «Ведомостям» экс-премьер ДНР Александр Бородай. По его словам, инициаторами были украинские войска, которые пытаются «прощупать оборону», чтобы в случае ее ненадежности по возможности «отжать» часть территории, а если выйдет, то и получить контроль над Донецком. «Они скопили большую группировку, долго держать ее в состоянии боеготовности не могут, поэтому пытаются прощупать оборону», – считает Бородай.

Совместный центр по контролю и координации (СЦКК) «предпринимает усилия по деэскалации столкновений в районе Марьинки», сказал «Ведомостям» российский военный, близкий к СЦКК. Но речи о широкомасштабном наступлении не идет, поскольку «нет признаков создания специальных ударных группировок для масштабных операций типа дебальцевской», считает собеседник «Ведомостей», близкий к Минобороны России.