«АвтоВАЗ» приостановил выпуск всех автомобилей

Остановка связана с перебоями поставок комплектующих
«АвтоВАЗ» так недозагружен, даже когда работает, что с легкостью компенсирует июньский простой/ Андрей Холмов/ РИА Новости

«АвтоВАЗ» вчера приостановил выпуск всех автомобилей из-за проблем с поставками комплектующих – сидений, выхлопных систем, датчиков, сообщили информагентства и подтвердил представитель завода. Когда планируется возобновить выпуск машин, он не уточнил. По его словам, «АвтоВАЗ» ведет интенсивные переговоры с поставщиками компонентов для скорейшего запуска конвейера.

Выпуск планируется возобновить уже сегодня, сказал «Ведомостям» человек, близкий к «АвтоВАЗу». Ситуация разрешится быстро – за несколько дней, думает один из поставщиков автозавода.

Из-за перебоев с комплектующими «АвтоВАЗ» уже останавливал на несколько дней выпуск машин – осенью 2014 г., но тогда не работала только линия Lada Kalina – Granta. Перебои касались в том числе продукции предприятий холдинга «Объединенные автомобильные технологии» (входит в госкорпорацию «Ростех»), в итоге «АвтоВАЗ» получил доступ к управлению ими и планирует купить часть активов.

Какие компании недопоставляют комплектующие на сей раз, представитель «АвтоВАЗа» не сказал. По информации топ-менеджера компании – поставщика «АвтоВАЗа», проблемы в том числе связаны с поставками продукции «АвтоВАЗагрегата» (сиденья и проч.) и его СП с Eberspaecher (выхлопные системы). Ситуация связана с процессом изменения собственности в этих компаниях, считает он: «АвтоВАЗагрегат» покупается «АвтоВАЗом» (об этом говорил и президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон, но он уточнял, что «АвтоВАЗ» приобретает только производство сидений), а долю «АвтоВАЗагрегата» в СП с Eberspaecher покупает его иностранный партнер (сделку уже одобрила Федеральная антимонопольная служба). Эти же компании, а также группу «Полад» называет в числе неаккуратных поставщиков и человек, близкий к «АвтоВАЗу». Получить комментарии упомянутых поставщиков не удалось.

Перед нынешней остановкой производства на складе «АвтоВАЗа» скопилось много некомплектных автомобилей, замечает поставщик автозавода.

Несмотря на остановку выпуска всех машин, компания не объявляла вынужденного простоя, предполагающего выплату двух третей зарплаты, говорит один из собеседников «Ведомостей». По его данным, сотрудники заняты ремонтом, обучением и прочими околопроизводственными задачами и получают полную зарплату. Об этом же говорит и представитель «АвтоВАЗа».

Минприроды и отходы

Росприроднадзор по поручению Минприроды проверит «АвтоВАЗ» на предмет соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами, сообщило министерство: оно удивлено тем, что предприятие только восьмую часть промышленных отходов отправляет для захоронения на полигон. Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Ситуация по дилерам тоже не ударит, говорит другой человек, близкий к «АвтоВАЗу»: запасов на складе предприятия и у самих дилеров достаточно, к тому же рынок продолжает сокращаться. Об этом же говорит и топ-менеджер дилерской компании марки Lada. По его словам, дилерские запасы машин – на уровне полуторамесячных продаж.

В мае 2015 г. в России было продано 22 857 автомобилей Lada (минус 33% к маю 2014 г.), за пять месяцев – 114 270 шт. (минус 30%), гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 37,6 и 37,7% соответственно.

В этом году «АвтоВАЗ» планирует произвести 585 000 автомобилей, из них 160 000 – для альянса Renault-Nissan, говорил Андерссон. Представитель Nissan от комментариев отказался. Представитель Renault на вопросы «Ведомостей» не ответил.

«Если «АвтоВАЗ» даже несколько дней постоит, мы переживем», – спокоен дилер Renault: французская компания не уведомляла дилеров о каких-либо задержках в поставках. Текущие запасы автомобилей этой марки он оценивает в полутора-двухмесячные продажи.

«АвтоВАЗ», суммарная мощность линий которого составляет около 1 млн автомобилей в год, недозагружен и в случае нормализации поставок компонентов легко наверстает то, что не выпустит в июне, уверен аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.