Kraft Heinz зашла в Иваново

Американская Kraft Heinz усиливает позиции на российском рынке детского питания/ Gene J. Puskar/ AP

Один из крупнейших в мире производителей продуктов питания – Kraft Heinz, в числе крупнейших акционеров которой Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта, – решила нарастить российские мощности по выпуску детского питания. Компания покупает российский Ивановский комбинат детского питания.

Ходатайство нидерландской «Г.Дж. Хайнц глобал холдинг Б.В.» на покупку 100% российской фирмы было одобрено Федеральной антимонопольной службой (ФАС), говорится в сообщении регулятора.

Покупатель – компания, входящая в структуру глобальной Kraft Heinz, уточнил сотрудник пресс-службы ФАС. «У Kraft Heinz нет комментариев» по поводу покупки российского производителя детского питания, заявил представитель компании Майкл Маллен. Переговоры о продаже комбината ведутся, подтвердил «Ведомостям» представитель правительства Ивановской области, не уточнив статус переговоров и имя покупателя. Телефоны Ивановского комбината детского питания не отвечали в пятницу, 14 августа, в течение дня.

Kraft Heinz создана в этом году в результате слияния Kraft Foods и Heinz. Объединенная компания стала третьим по величине в Северной Америке и пятым в мире производителем продуктов питания с выручкой $28 млрд. По данным сайта российского подразделения Heinz, у компании в России есть завод в Ставропольском крае по производству каш и завод в Ленинградской области (кетчупы, соусы, спреды и майонезы).

Ивановский комбинат выпускает детское питание под брендом «Умница» – фруктовые и овощные пюре, соки, каши, сказано на сайте комбината. Предприятие выпускало продукцию по контракту для Heinz, следует из пресс-релиза «Альфастрахования» (страховало гражданскую ответственность комбината по контракту с Heinz в марте 2015 г.). «Продукция комбината экспортируется в Белоруссию, Казахстан, Армению, Монголию, Туркмению», – уточнялось там же.

По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка от продаж Ивановского комбината детского питания в 2014 г. составила 1,17 млрд руб. (+30% год к году), валовая прибыль – 411,51 млн руб. (+58%). Однако из-за высоких прочих расходов (почти 1 млрд руб.) компания в прошлом году получила 522,7 млн руб. чистого убытка. В предыдущие четыре года комбинат также был убыточным, по данным «СПАРК-Интерфакса», но чистый убыток не превышал 76 млн руб.

Стоимость бизнеса ивановского производителя могла составить 0,8–1,2 млрд руб., отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева, но с учетом высокой долговой нагрузки компании реальная оценка актива напрямую зависит от покупателя. Долговой портфель Ивановского комбината детского питания на конец 2014 г. составил более 2,73 млрд руб. (данные «СПАРК-Интерфакса»).

Ивановский комбинат детского питания – крупный региональный производитель и областной долгострой. Предприятие обанкротилось в 1990-х гг., после этого его имущество было на балансе области. В 2006 г. правительство Ивановской области сообщало, что комбинат нашел инвестора в лице группы «Славэкс». Тогда заявлялось, что мощности комбината составят 100 т в сутки (20 т для детского питания, 80 т – общего назначения). В 2009 г. администрация городского округа Иваново называла в качестве стратегического инвестора комбината предпринимателя Горана Вуковича (связаться с ним в пятницу не удалось).

По данным ЕГРЮЛ, 100% долей ООО «Ивановский комбинат детского питания» принадлежат кипрской Russian Babyfood Investment Company Limited (RBIC). Как следует из кипрского реестра, эта компания зарегистрирована 17 октября 2006 г., а по состоянию на 18 октября 2006 г. ее единственным владельцем являлся гражданин Сербии Горан Вукович. С 13 февраля 2009 г., также согласно кипрскому реестру, 99,9% RBIC принадлежат компании Yellowfish Investment Limited с Британских Виргинских островов, а 0,1% – у Вуковича, который в записях реестра теперь фигурирует как гражданин России.

С 2007 по 2014 г. инвестиции в комбинат составили 2,75 млрд руб., заявлял в 2014 г. губернатор Ивановской области Павел Коньков.

Доля ивановского комбината на рынке детского питания в России невелика – всего около 2%, полагает сотрудник одного из крупных российских производителей детского питания. Крупные производители детского питания в России – подразделения по производству детского питания Danone и Nestle, а также российские компании «Прогресс» и «Сады Придонья» (подробнее см. график).