На пользу ли финансовым рынкам четвертый антимонопольный пакет?


Четвертым антимонопольным пакетом, который вступает в силу с 2016 г., изменена диспозиция ст. 10 закона о защите конкуренции. Исходя из новой редакции, недопустимым является злоупотребление доминирующим положением, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, а также ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Предполагается, что внесение таких изменений позволит антимонопольному органу избавиться от так называемого «эффекта дачника» – случаев, когда физическое лицо, не осуществляющее предпринимательской деятельности, обращается в ФАС с жалобами на действия доминирующих хозяйствующих субъектов – например, на отказ присоединить к электрическим сетям. Теперь такие жалобы будут направляться в Роспотребнадзор.

Не малая часть подобных жалоб поступает в ФАС на действия финансовых и кредитных организаций, доминирующих на рынке банковских или страховых услуг. В основном это заявления о навязывании дополнительного добровольного страхования при выдаче кредитов и заключении договоров обязательного страхования, по поводу установления тарифов на оказание услуг или проведение расчетных операций, в связи с отказом от заключения договоров и проч.

Ирина Акимова

Курирует работу антимонопольной практики и ведет проекты, связанные с применением антимонопольного законодательства. До прихода в Capital Legal Services на протяжении восьми лет работала в ФАС, в последние два года возглавляла отдел страхового рынка Управления контроля финансовых рынков. Член некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции».

Очевидно, что эти действия в отношении физлиц, не ведущих предпринимательскую деятельность, не могут оказать влияния на состояние конкуренции. Тем не менее формально в настоящее время у антимонопольного органа имеются все основания для привлечения таких организаций к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и применения «оборотного» штрафа.

Представляется, что в ряде случаев вступление в силу новой редакции ст. 10 закона о защите конкуренции кардинально не изменит позицию ФАС о возбуждении дел по жалобам физических лиц на финансовые организации. В качестве примера можно привести жалобы заемщиков на навязывание дополнительного добровольного страхования при выдаче кредитов. Обычно банки выдают кредиты по определенным программам. Эти программы не являются индивидуальными условиями кредитования и распространяются на неопределенный круг лиц. Если антимонопольным органом в ходе рассмотрения жалобы одного физического лица будет установлено, что реализация такой программы приводит к навязыванию заемщикам дополнительного добровольного страхования, банк будет привлечен к ответственности. При этом, вероятнее всего, для установления факта ущемления интересов неопределенного круга потребителей ФАС будет использовать в том числе статистику кредитов, выданных с заключением договоров добровольного страхования и без таковых.

В любом случае, как будет формироваться правоприменительная практика, покажет время. Однако уже сейчас представляется, что подобные жалобы физических лиц будут рассматриваться антимонопольным органом не менее пристально, чем сейчас.

Автор - советник, руководитель антимонопольной практики Capital Legal Services