«Счастье» по-русски

В сезон до половины посетителей ресторанов могут составлять иностранные туристы/ Е. Егоров/ Ведомости

В кафе-кондитерских «Счастье» действует дополнительный сбор для иностранцев, обнаружила интернет-газета «Бумага». По данным издания, к сумме их заказов с ноября 2015 г. прибавляется 10% от счета. Сотрудники двух ресторанов «Счастье», ответившие по телефону, подтвердили корреспонденту «Ведомостей», что такой сбор действует для компании гостей, которая полностью состоит из иностранцев. В ресторане «Счастье», который находится на Большом проспекте ПС, вчера вечером сказали, что такого сбора нет. Официальный представитель «Счастья» на запрос «Ведомостей» не ответил. Средний чек в кафе-кондитерских «Счастье» – 1200–1500 руб., говорил представитель компании осенью 2014 г.

Рекламное агентство Global Point в 2008 г. открыло первую кафе-кондитерскую «Счастье» на ул. Рубинштейна, 15, в Петербурге. Сейчас в сети три кондитерских в Петербурге и одна Москве. В августе 2015 г. Global Point объявило о смене акционеров и реструктуризации бизнеса. Рестораны «Счастье» вышли из Global Point летом 2015 г. Кафе-кондитерские «Счастье» входят в группу компаний Pacifique Hospitality, которая включает магазины сладких подарков «Лавка счастья», рекламное агентство Trigger и др., сообщала компания в начале лета 2016 г.

Пока жалоб в службу не поступало, самостоятельно УФАС проверять сеть кафе-кондитерских «Счастье» не будет, говорит представитель УФАС по Петербургу Марина Нериновская. Ресторанов в Петербурге много, потребитель может выбрать любой, добавляет она. Действие сети по введению наценки на услуги общественного питания в России для иностранцев формально противоречит действующему законодательству, говорит юрист «Пепеляев групп» Александра Антоник. По ее словам, ч. 3 ст. 62 Конституции определяет, что иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Согласно правилам оказания услуг общественного питания (утверждено постановлением правительства России от 15.08.1997 № 1036), которые распространяют свое действие в том числе на иностранных граждан, условия оказания услуги общественного питания, в том числе ее цена, устанавливаются рестораном одинаковыми для всех потребителей, говорит Антоник. Исключения могут касаться только введения льгот для отдельных категорий посетителей ресторана, добавляет она.

В 2015 г. Петербург посетило 6,5 млн туристов, в том числе 2,8 млн – иностранных. На конец 2015 г. в Петербурге было 5150 заведений общепита.

Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар не знает других петербургских ресторанов, в которых действовал бы сервисный сбор для иностранцев. Для многих иностранцев в связи с девальвацией рубля стало дешевле путешествовать по России, в том числе и посещать рестораны, но нельзя вводить такой сбор – это отпугнет гостей, считает совладелец Italy Group Андрей Перцев. По его словам, в туристический сезон около 50% посетителей ресторана могут составлять иностранцы, если заведение расположено на центральных улицах. Чем больше препон для гостей в Петербурге, тем выше репутационные риски для города, считает Гарбар. Если рестораны заботятся о своей репутации, то должны знать, что на таких сервисах, как TripAdvisor, будет обсуждаться этот сервисный сбор и вряд ли он будет воспринят положительно, продолжает собеседник «Ведомостей». По словам Гарбара, сервисный сбор может вводиться в определенных случаях, например для компаний более чем из 10 человек. В таких случаях гостей заранее предупреждают, что вместо чаевых в чек включат 10%-ный сервисный сбор, рассказывает он.

Цены на билеты в самые популярные музеи для иностранцев и жителей России тоже различаются. Билеты в главный музейный комплекс «Эрмитажа» стоит 600 руб., для граждан России и Республики Беларусь – 400 руб., в ГМЗ «Петергоф» – 600 руб. и 450 руб. соответственно, следует из информации на сайтах музейных комплексов. Петергоф посетило 5,2 млн человек, из которых 27,5% – иностранные граждане, рассказывала ранее гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. Посещаемость «Эрмитажа» за 2015 г. выросла на 13% до 3,7 млн человек, из которых 1,4 млн купили билеты за полную стоимость (действует для иностранцев), следует из данных музея.