«Платон» дождался удвоения

«Платон» дождался удвоения/ М. Стулов / Ведомости

Тариф за проезд грузовиков тяжелее 12 т по федеральным трассам будет удвоен, следует из постановления, опубликованного на сайте правительства. С 15 апреля плата повысится с 1,53 руб. за 1 км до 3,06 руб.

Минтранс первоначально предлагал повысить тариф дважды: 1 февраля – до 2,61 руб., а 1 июня – до 3,06 руб. Повышение состоится весной, но средневзвешенная ставка по году будет ниже, чем предлагал Минтранс, предупреждал вице-премьер Аркадий Дворкович.

Система «Платон» заработала 15 ноября 2015 г. Запуск системы сопровождался протестами перевозчиков, и правительство решило снизить тариф (должен был составлять 3,73 руб. за 1 км). Но при пониженном тарифе падает эффективность системы, признавал в интервью «Ведомостям» руководитель Росавтодора Роман Старовойт. К концу 2016 г. «Платон» собрал 18,15 млрд руб., по данным «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, оператор «Платона», принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду «РТ-инвест») на 15 декабря. 10,6 млрд руб. государство платит РТИТС, а 8,7 млрд лишились регионы из-за предоставленной дальнобойщикам льготы по транспортному налогу. Регионы получили от правительства компенсацию, сообщила РТИТС. В счет сборов «Платона» в 2016 г. были отремонтированы дороги в городах и регионах, где это требовалось в первую очередь, – 10,8 млрд руб.

Если решено поднимать тариф, то надо было это делать сейчас, чтобы учесть новые поступления в весенних поправках в бюджет, говорит федеральный чиновник. Пока в бюджете на 2017–2019 гг. повышение не учтено – 21 млрд, 22,9 млрд и 24,3 млрд руб. соответственно. Поступлений от «Платона» ждут заявки от региональных проектов государственно-частного партнерства.

Если тариф «Платона» вырастет до 3,06 руб., то себестоимость перевозки у крупных транспортных компаний повысится на 4–6%, предупреждал ранее руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов. Отрасль не готова к резкому увеличению сбора, говорил участник рабочей группы по мониторингу «Платона»: это должно происходить постепенно и только после достижения цели по количеству зарегистрированных в системе машин (около 1 млн машин, сейчас – 792 693), иначе станет больше тех, кто за проезд не платит.