Прозрение запоздало

Белых думал, что жертва – Судгаймер, и хотел ему помочь, ответил подсудимый/ Евгений Разумный / Ведомости

В заявлении, написанном бывшим губернатором Кировской области Никитой Белых сразу после задержания с поличным в московском ресторане Lotte Plaza, он сообщил, что договорился о встрече с владельцем Нововятского лыжного комбината и УК «Лесхоз» Юрием Судгаймером для передачи денег, которые были нужны на благоустройство города перед выборами. Заявление было зачитано в среду на очередном заседании суда по делу экс-губернатора, обвиняемого во взятке. Сам он заявил, что не видит в этом заявлении противоречий со своими показаниями в суде, где он говорил, что не знал о наличии денег в пакете с вином, переданном Судгаймером. При этом в показаниях, данных Белых в Следственном комитете (СКР) уже в статусе подозреваемого, сказано, что он знал о том, что Судгаймер должен передать ему деньги.

В ходе допроса в суде Белых рассказал, что 24 июня 2016 г. был в Москве в рабочей командировке – с утра встретился с министром финансов Антоном Силуановым, потом было еще несколько встреч, после чего он приехал на «плановую рабочую встречу» с Судгаймером. По словам Белых, он ждал бизнесмена в лобби-баре, но потом ему сказали, что тот ждет его в ресторане. Судгаймер поздравил губернатора с днем рождения и протянул пакет с бутылкой вина. «Купюры там не торчали», – сказал Белых, пояснив, что не стал заглядывать в пакет, поскольку это «неприлично». О том, что в пакете деньги, Судгаймер, по словам подсудимого, не говорил. Они обсудили рабочие вопросы, после чего направились к выходу, где обоих задержали. Белых подчеркивал на суде, что он был уверен, что это операция по задержанию Судгаймера.

Сомнений в исходе нет

Предъявление эпизода с посредниками (по версии следствия) при передаче взятки Ларицким и Щерчковым развеяло у бывшего губернатора любые сомнения в исходе дела. «Этот эпизод – уже не провокация, а история о том, как можно выдавить из людей нужные показания и на что готовы некоторые люди, чтобы не отправиться в тюрьму», – сказал он.

Прокурор заявила, что видит противоречия между словами Белых, сказанными в суде и написанными в заявлении. Судья поинтересовалась, для чего Белых написал это заявление. Он думал, что жертва – Судгаймер, и хотел ему помочь, ответил подсудимый. «То есть вы вводили правоохранительные органы в заблуждение?» – спросила судья. Белых сказал, что попытался объяснить, что это могли быть за деньги: «Может быть, я к людям отношусь лучше, чем они заслуживают, но у меня была задача объяснить, на что эти деньги предполагались. Цель была помочь Судгаймеру». Белых также заявил, что его право на защиту после доставления в СКР было нарушено, поскольку номер адвоката был в его телефоне, но ему этот номер не сказали, а до бывшей жены он не дозвонился. В итоге Белых был предоставлен адвокат по назначению, который посоветовал ему повторить объяснения, данные в ресторане.

Уже позже защитники Белых предъявили ходатайство, где пытались разъяснить свою позицию, но следствие его отклонило. «Значимость каких-то моментов кроме денежных средств я понял позднее», – заявил Белых. Он понял, что все, что попытается сказать следствию, «будет перевернуто с ног на голову».