X5 сходит с экспресса

На бизнес «Перекресток-экспресс» в общем обороте группы X5 приходится менее 1%, и его выручка падает/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group выставил на продажу сеть «Перекресток-экспресс», говорится в его сообщении. Основные форматы X5 – магазины у дома «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель».

«Перекресток-экспресс» – самые компактные магазины X5, их площадь, как правило, в пределах 200 кв. м. Их доля в обороте группы – менее 1%, выручка падает. За девять месяцев 2017 г. – на 11% до 7,3 млрд руб. Выручка группы при этом растет: на 30% до 724,5 млрд руб., отчитался накануне ритейлер.

Такие малые магазины – «очень узкий сегмент», объяснил главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман (его слова приводятся в сообщении): «90% организованной продовольственной розницы в России занимают три формата – магазины у дома, супермаркеты и гипермаркеты. <...> Мы решили сфокусировать все внимание на развитии <...> «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели», в частности в Москве».

Сеть «Перекресток-экспресс» может быть интересна «Азбуке вкуса» – у нее большие планы развития компактных магазинов «АВ Daily», полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

«Азбука вкуса» знает о намерении Х5 продать сеть малых магазинов, подтвердил ее представитель, компании могут быть интересны около 20 точек в Москве под брендом «АВ Daily».

Еще один возможный претендент – нижегородская «Сладкая жизнь», крупный дистрибутор, развивающий по лицензии магазины Spar, продолжает Бурмистров: «Они эффективно работают именно в малом формате». В «Спар миддл Волга» от комментариев отказались.

За всю сеть «Перекресток-экспресс» Х5 может выручить до 3 млрд руб., говорит Бурмистров. По словам представителя X5, компания заинтересована продать все 170 точек сразу. Бренд «Перекресток-экспресс» останется у X5, уточнил он, добавив, что списка претендентов еще нет: процесс только начат.

Решение продать «Перекресток-экспресс» правильное, оценивает Бурмистров. Продать его X5 могла еще три года назад, когда стало понятно: есть успешные масштабируемые форматы, как дискаунтеры или супермаркеты, и есть стратегически значимые, которые требуют поддержки («Карусель»), рассуждает эксперт, а «Перекресток-экспресс» «ни масштабируемый, ни стратегический».

Три года назад в Московском регионе еще не было успешных примеров развития такой сети и, соответственно, потенциальных покупателей, указывает Бурмистров. С тех пор появились «АВ Daily» и «Вкусвилл», в Москву вышли региональные сети «Ярче!» и нижегородский лицензиат Spar, поэтому момент для продажи выбран удачно, полагает он. Некоторые убыточные «Перекресток-экспрессы» закрыты, протестированы точки с обновленным дизайном, зоной кафе и расширенным ассортиментом готовой еды – это полноценная предпродажная подготовка, считает эксперт.

Магазин с большой долей готовой еды работает в составе сети «Перекресток-экспресс», подтверждает представитель Х5. На этой площадке тестировались в том числе «некоторые решения для Х5 в целом», добавляет он: «Результаты хорошие, больше готовой еды и кафетерии – это общий тренд, который мы будем развивать в основных форматах». Например, так, по его словам, будет в обновленной концепции «Карусели»: это будет магазин с четырьмя зонами кафетериев и большим ассортиментом готовой еды.